Как компании внедряют экологичность в брендированную продукцию и усиливают свою репутацию
В последние годы при производстве брендированной продукции компании делают ставку не только на креативность, но и на экологичность. ESG-мерч (Environmental, Social, Governance) производится с учётом принципов устойчивого развития: из переработанных материалов и с минимальным воздействием на окружающую среду.
Экологичный мерч становится частью ESG-стратегии компаний, которые стремятся соответствовать мировым стандартам и ожиданиям потребителя. Бренды внедряют инновационные технологии, выбирают натуральные материалы и учитывают полный жизненный цикл продукции, чтобы сделать мерч стильным и экологичным.
Чаще всего бренды выпускают мерч в виде одежды. Такой выбор можно объяснить несколькими причинами:
Даже в брендированной одежде клиенты хотят видеть модные тренды, а компаниям остаётся лишь соответствовать быстрой смене тенденций и наращивать обороты производства. Поэтому мерч можно отнести к сфере fast fashion — индустрии, ориентированной на производство больших объёмов одежды, обуви и аксессуаров.
Мода — один из самых ресурсоёмких секторов экономики, которая оказывает серьёзное воздействие на окружающую среду. По данным Earth.Org, сфера fast fashion генерирует около 10% глобальных выбросов углекислого газа — больше, чем международные авиаперелёты и морские перевозки. Кроме того, fast fashion занимает второе место по потреблению воды: на производство одной футболки требуется около 3000 литров воды, а на пару джинсов — 9000 литров.
Растущее осознание экологических проблем со стороны потребителя не останавливает развитие fast fashion. Согласно данным UniformMarket, этот сегмент рынка в 2025 году оценивается в $150,82 млрд и, по прогнозам, достигнет $291,1 млрд к 2032 году. Но даже при активном развитии устойчивой моды миллионы потребителей по-прежнему выбирают быстрые тренды, а не экологичность.
Более 70 процентов потребителей беспокоятся об устойчивом развитии при принятии решения о покупке. Поэтому бренды одежды прилагают больше усилий для снижения своего воздействия на окружающую среду.
1) Осознание факта избыточного потребления и проблемной переработки отходов. Избыточное потребление текстиля создаёт много отходов и угрожает экологии. Большинство текстильных отходов не поддаётся переработке из-за синтетических материалов, многослойных тканей и загрязнений. Бренды должны минимизировать уровень утилизации товаров. Согласно новому исследованию McKinsey & BOF о состоянии рынка моды, с 2026 года утилизация непроданных товаров будет запрещена — и это стимулирует компании к внедрению более ответственных подходов.
2) Ужесточение регулирования в области экологии и устойчивого развития. Важным шагом стало введение новых законодательных норм, снижающих воздействие бизнеса на окружающую среду. Например, недавний европейский экологический стандарт обязывает компании отчитываться об управлении отходами. Теперь бренды обязаны отслеживать, перерабатывать и утилизировать непроданные товары.
3) PR-эффект, который помогает брендам повышать репутацию и уровень доверия к своей продукции. Выпуск экологичного мерча улучшает имидж компании, демонстрирует её ответственность и приверженность устойчивому развитию, а ещё положительно сказывается на лояльности клиентов.
Шопер Executive Work Tote сделан из 100%-ного хлопка и разработан с учётом экологических стандартов. PCNA и Terra Thread обеспечили ответственное производство на всех своих фабриках. Их брендированная продукция изготавливается по принципам fair trade — это гарантирует обязательное соблюдение экологических норм.
В 2024 году СберМаркетинг совместно со SberShop представил новую коллекцию экоодежды из переработанного хлопка. Мерч не содержит синтетических примесей — это позволяет легко переработать его повторно. Натуральность материалов отражается и на цвете благодаря использованию переработанного хлопка, который уже имел определённый оттенок. После смешивания его с органическими волокнами получился красивый меланжевый эффект. Такой подход позволил сократить расход пресной воды и минимизировать углеродный след.
После окончания рекламных кампаний у баннеров два пути: на свалку или на склад. Однако «Акрон» вместе с Fonbet и «Спортсом» выпустили коллекцию аксессуаров из старых рекламных баннеров: шоперы, поясные сумки, несессеры и картхолдеры. Все они выполнены из поливинилхлорида, который по своим характеристикам даже менее экологичен, чем пластик. Переработать его всё ещё сложно — так «Акрон» дал баннерам вторую жизнь и сделал креативный экологичный мерч.
Кофейное производство Verle вместе с брендом 99Recycle представил необычное решение для экологичной утилизации упаковок, которые скапливаются в больших объёмах. Вместо того чтобы выбрасывать использованные кофейные пакеты и этикетки, компании решили переработать эти материалы в стильные и практичные товары. В результате коллаборации была выпущена коллекция шоперов и картхолдеров.
Сервис «Яндекс Еда» нашёл новое применение 2,5 тысячам изношенных рюкзаков для доставки. Питерская швейная компания Sew Dept переработала курьерский инвентарь в 5 тысяч поясных сумок. Такое решение позволило не отправлять в утиль материал раньше времени и дать рюкзакам вторую жизнь.
Сбер и СИБУР запустили коллекцию одежды и аксессуаров, которые продвигают идею ответственного потребления, — Reduce. Reuse. Recycle. Первым в коллекции был разработан стильный жилет с наполнением из синтепуха, произведённый из переработанных пластиковых бутылок. Бутылки могут разлагаться на опасный микропластик сотни лет — или начать вторую жизнь в виде тёплого и функционального жилета. Также в ESG-коллекции представлены шоперы, пледы, панамы и шарфы из переработанного материала с эконаполнителем.
С ростом потребительского спроса на экологичные товары количество ESG-мерча на рынке продолжает увеличиваться. Если раньше бренды ограничивались продукцией из переработанного пластика, то теперь они будут отдавать предпочтение натуральным и природным материалам:
Чтобы экологичность стала не просто атрибутом, а частью общей стратегии устойчивого развития, важно подходить к этому вопросу комплексно. Вот несколько шагов, которые помогут интегрировать экомерч:
1) Выбирать полезный и актуальный мерч
Важно ориентироваться на реальные потребности клиентов, а не просто следовать за популярным трендом. Например, для IT-компаний подойдут флешки и аксессуары из переработанного пластика, а для ретейла — экошоперы и многоразовые сумки из чистого хлопка.
2) Использовать экомерч в маркетинге
Экотовары можно использовать в маркетинговых кампаниях. Например, включать их в промоакции или дарить в рамках программ лояльности, активно продвигать экотовары через конкурсы в соцсетях, где их можно разыгрывать, тем самым увеличивать вовлеченность аудитории и делать акцент на устойчивости бренда.
3) Внедрять мерч в корпоративную культуру
Экомерч важно интегрировать в корпоративную культуру компании. Например, сотрудники могут получать экоблокноты, ручки, многоразовые бутылки и шоперы вместо стандартных корпоративных аксессуаров. Также важно поощрять и внедрять ESG-активности внутри компании. К примеру, в СберМаркетинге есть специальные боксы для переработки старых батареек и электронных сигарет, а на кухнях установлены точки для сортировки мусора. Регулярно совместно с центром «Собиратор» СберМаркетинг проводит экодень, где сотрудники обмениваются книгами, вещами и сдают на переработку винные пробки, чеки, зубные щётки, крышки, блистеры и многое другое.
4) Связывать мерч с благотворительностью
Чтобы экомерч стал более значимым, можно регулярно направлять часть выручки от его продажи на благотворительные цели, такие как посадка деревьев или поддержка экологических фондов. Это улучшит имидж компании и поможет сделать реальный вклад в сохранение природы.
5) Информировать клиентов о возможности переработки
Важно информировать клиентов о том, что мерч можно переработать. Например, разместить на упаковке QR-коды, ведущие на инфографику с информацией о переработке товаров. В социальных сетях полезно делиться рекомендациями о том, как правильно утилизировать или повторно использовать экомерч, чтобы вдохновить аудиторию на осознанное потребление.