Разрабатывая 4 года чат-боты, я и вся наша команда, столкнулись с задачей мониторить их доступность в телеграмм. Из задачи рождается продукт, про него сегодня и расскажу. Наконец-то мы создали чат-бот для мониторинга других ботов :)
Как появилась идея создать такой чат-бот
С первого взгляда все просто, бот — такое же веб-приложение, как другие. Вроде бы, достаточно настроить веб-хук и пулить его любым сервисом мониторинга (например, UptimeRobot). Но не все так просто. Если бот запущен у вас на хостинге, можно сделать такое. Но если чат-бот запущен на конструкторе?
А многие наши чат-боты вообще запущены в изолированных средах заказчика. По нашему опыту, единственный способ гарантированно удостовериться в работоспособности чат-бота — отправить ему команду /start и получить ответ. Что и делает чат-бот для мониторинга.
Чат-бот: что там может сломаться?
По опыту разработки кастомных чат-ботов, можем зафиксировать вот такие сценарии, когда что-то пошло не так с чат-ботом:
• нагрузка на сервер выросла и бот прилег;
• с сервера, где крутится бот стали недоступны сервера телеграм, и бот перестает работать;
• аккаунт, к которому был привязан бот, удалили, а вместе с ним и удалился и бот;
• бота “отрезали” от внешнего мира при реконфигурации сети.
Может есть и другие сценарии, но даже в приведенных выше, автоматически узнать об инциденте крайне проблематично.
Кому это нужно?
Сервис для начала нам снял головную боль о том “не упал ли чат-бот”. До этого мы по чек-листу раз в неделю обходили всех наших ботов и “руками” проверяли, все ли работает нормально.
Мы делали бота прежде всего для себя. Обкатали на своих проектах и выкатываем в открытое использование.
Сервис может пригодиться:
• агентствам по разработке чат-ботов;
• фрилансерам, делающим несложных ботов c хостингом у себя или у заказчиков;
• маркетологам-энтузиастам использующим чат-ботов для тестирования гипотез.
Как работает сервис
Сервис комбинирует в себе два вида Telegram API:
• Bot API — для построения чат-ботов;
• классическое API для создания кастомных телеграмм-клиентов.
У классического API есть еще одно применение — UserBots.
Это те самые аккаунты, которые периодически спамят в личку с предложением записаться на курс.
Сама система состоит из телеграмм бота, где заводятся новые боты для мониторинга; набора юзер-ботов, которые обращаются к ботам и проверяют, работают ли они; и админки для управления и настройки системы.
Юзер-боты с заданной периодичностью обходят чат-ботов и отправляют им команду /start если бот молчит — значит бот упал, отсылаем алерт.
А сами пользуетесь своим продуктом?
Конечно, да. Мониторим 47 активных чат-ботов (своих и заказчиков). Уже есть первые позитивные итоги. Заказчик менял конфигурацию сети и “отрезал” от нее сервер чат-бота. Мы об этом узнали через пару минут и до того, как клиенту начали жаловаться пользователи.
Да и в целом, боты — это не только автоворонки. С набором популярности, на них возлагается все больше ответственности, они уже способны заменять мобильные приложения.
А если Телеграм упадет?
На это повлиять мы, к сожалению, не можем, вместе с телеграм упадет и этот сервис. Но Телеграмм, к счастью, работает последнее время как часы.
Сколько стоит такой чат-бот?
Для своих клиентов мы, конечно, будем использовать сервис, чтобы еще повысить надежность работы.
А для широкой аудитории:
• бесплатный бессрочный мониторинг одного чат-бота;
• 199 рублей / мес за мониторинг 5 ботов.
Тот самый продукт по стоимости одной чашки кофе. Еще в бот добавили функцию поддержки, будут предложения, пишите.
Сам чат-бот:https://t.me/monitoring_for_bots_bot?start=sostav
Стабильной работы всем вашим чат-ботам!