Если вы руководитель бизнеса с 200+ сотрудниками и с возможностью вкладываться в новые технологии, чтобы заработать на них в разы больше, считайте, что этот текст я написал для вас.
Паша Дуров постоянно говорит, что соцсети скоро себя изживут, и замена им — мессенджеры, в которых будет вообще всё. Наверное, слышали про «суперапп». Это как раз вот эта история, когда установил одно приложение и больше ничего не надо.
Реальный пример показывают китайцы: у них есть WeChat, в котором можно не только что-то оплачивать или копить, это уже база, но ещё и судиться, и знакомиться, и залипать в мини-игры. Всё, что можно придумать, уже лежит там.
Вряд ли завтра в таком же виде появится российский WeChat. Да и рассуждения на эту тему — это уже повод для другого материала. Здесь я хочу рассказать о том, как использовать эту технологию себе на пользу уже сегодня.
Тут и реальные примеры, и расчёты, и всё остальное.
Что такое Mini App? Про тапалку с хомяком слышали? Вот, это оно. Это когда в Телеграме поверх мессенджера открывается второе окно в режиме мобильного просмотра, и там внутри можно полноценно пользоваться экраном. Фактически, это приложение внутри мессенджера.
WebApp — это технология, которая позволяет мини-приложению открываться в отдельном окне.
Нового, на самом деле, здесь ничего не придумали. Сайты, мобильные приложения, просмотр статей прямо внутри Телеграма (также открывалось окно, как это происходит сейчас с мини-приложениями) — всё это уже было с нами.
Просто если раньше на сайт прикручивали бота, то сейчас можно наоборот — в бота прикрутить сайт или приложение.
Я сам предприниматель, уже семь лет развиваю BotCreators, и хорошо понимаю историю, когда появляется что-то новое, а ты чешешь голову — вкладываться в это или игнорировать.
Но вот эти вещи, о которых я ниже расскажу, это как раз уже реальные, проверенные временем, преимущества.
Если у вас остаётся несколько секунд, прежде чем остановиться читать и пойти делать какие-то срочные дела, запомните только одну мысль:
Главное ультимативное преимущество мини-приложений в сравнении с сайтами и мобильными приложениями — это отсутствие авторизации. Вашим клиентам не нужно нигде регистрироваться, они могут сразу нырнуть в вашу аппку внутри Телеграма и больше никуда не уходить.
Каждый новый шаг пользователя — это снижение конверсии. Надо где-то зарегистрироваться? Десять людей отвалились. Надо указать е-мейл для связи? Ещё люди ушли. Надо на почту получить письмо, а оно случайно ушло в спам? Половина из них точно проверять не будет и забудет, что хотела сделать.
В мини-приложении же такой истории нет. У людей уже установлен Телеграм, они уже там авторизованы, и вот это идеальная аудитория, которой можно предложить что-то купить, на что-то подписываться здесь и сейчас.
Представим, что вы уже увидели выгоду в мини-аппе, но уместный вопрос: зачем пилить что-то ещё, если уже есть сайт и, может, даже и мобильное приложение?
Мессенджеры и мобильные приложения — это про пуши. На сайте их нет, стоит его закрыть, всё, уже никаких всплывашек. А они вам нужны — иначе как разговаривать с потенциальными клиентами?
Мобильное приложение — это когда надо отдельно скачивать и устанавливать. Это пять лет назад все всё устанавливали, сейчас это уже не так интересно. А Тележку все, кто хотел, уже установил.
Важный вопрос про деньги. Сразу показываю интересную цифру — экономия до 40%.
Теперь подробнее. Любая разработка современного решения — это бэкенд и фронтенд. Бэкенд — это всё, что под капотом машины, а фронтенд — сама машина, её лицевая часть. Бэкенд каким был, таким и остался, а вот фронтенд сейчас можно выбирать — бери сайт, бери мобилку, бери мини-аппку.
Бэкенд всегда дешевле фронтенда. Поэтому когда вам надо принять решение, какой выбрать фронтенд, отталкиваетесь от задачи. Подумайте, где сидит ваша аудитория. Где ей интереснее покупать. Чем она ещё не насытилась?
Сейчас у нас в BotCreators четыре выполненных проекта с прикрученным к нему WebApp. Об одном из них я хочу рассказать отдельно.
Мы сделали чат-бота, в котором рекрутеры и HR могут записывать видеокружочки с вопросами для первичного собеседования, а соискатели — отвечать на эти кружки такими же кружками.
Те, кто проводит собеседования, знает, что такое ходить на бесконечные встречи и повторять одно и тоже. С этим чат-ботом мы эту проблему решаем: один раз всё спросил и всё рассказал, а дальше сиди отдыхай и собирай отклики.
Кандидатам тоже удобно — никакого нервяка, сел спокойно, когда захотел, и ответил на вопросы. Таймера нет, никто не торопит.
Чат-ботом уже пользуются реальные рекрутеры. Основатель HR Grow Виктор Ширяев одним из первых попробовал бота в своей работе. Он искал для сторонней компании операционного директора, а потом поделился обратной связью: «Я точно не считал, но часов 18 ты мне сэкономил. Рабочая тема».
Сколько сейчас стоит 18 часов основателя компании?
Чат-бота мы назвали Кружок. Работает он так: запускаете бота по одной кнопке, выбираете роль «Рекрутер» или «Кандидат», а дальше или записываете вопросы, или отвечаете на них.
Для кандидатов всё на боте и останавливается. А вот для рекрутера появляется ещё и мини-приложение. Как только рекрутер завершает запись собеседования, бот предлагает «нырнуть» в пространство для отбора кандидатов.
Достаточно нажать на отдельную кнопку, и тогда открывается окно с мини-приложением. В этом приложении можно просматривать отклики, включать и выключать вакансии, в общем, там своя атмосфера.
И всё это в пределах одного мессенджера. Я ещё расскажу, какие результаты мы получим с продвижением этой истории, а пока сделаем акцент вот на чём.
Аудитория Кружка — это люди без рамок в голове. Записать кружочек для них не проблема. Проблема идти куда-то и регистрироваться. Здесь такой сложности нет.
Я предлагаю ещё немного посчитать деньги.
Вообще, практически любому. Если вы что-то продаёте в интернете, значит, мини-приложения вам помогут делать это чаще.
Допустим, у вас классический интернет-магазин. Если перенести его в мини-приложение и подать это как преимущество, а всё это будет лежать в чат-боте с автоматической поддержкой, то предположим, что вы:
— улучшите конверсию на 5%
— снизите затраты на поддержку на 20%
— увеличите средний чек на 10%
Тогда, к примеру, при текущем обороте в 10 миллионов рублей чат-бот с мини-приложением дадут почти 20 миллионов в год минус затраты на разработку примерно в 3 миллиона.
Можно порассуждать с другой стороны — не продаём прямо, а сначала развлекаем. Допустим, у вас сеть кофеен. Соберите новую аудиторию через мини-приложение, в котором после игры можно получить скидку на заказ или бесплатный кофе.
При постоянном потоке в 2000 новых игроков каждый месяц 10% из них решатся и что-то купить. Для среднего чека в 1000 рублей годовой доход будет около 2,4 миллиона рублей при расходах на мини-приложение в полмиллиона.
Можно посмаковать не конкретные сферы, а расчёт через время при уже поставленной задаче. Представим разные ситуации для трёх компаний.
Первая компания хочет попробовать внедрить WebApp, но у неё есть только неделя.
Уместное решение для неё — зайти в какой-нибудь онлайн-конструктор вебаппов и запилить какой-нибудь мономагазин: несколько товаров, простая оплата, ничего замудрённого.
У второй есть два-три месяца на то, чтобы улучшить какое-то уже существующее решение.
Уместное решение для неё — сделать корпоративный портал. Туда можно и онбординг для новых сотрудников добавить, и хранение данных о всех, кто работает в компании, организовать, и файлохранилище запилить.
Третья хочет полностью переосмыслить рабочие процессы и готова ждать разработку столько времени, сколько будет необходимо.
Уместное решение для неё — тут гуляй душа, можно разработать и отдельный цифровой продукт, и интегрировать корпоративные системы в одно мини-приложение. Вообще не будет проблемой собрать десятки интеграций, с которыми компания раньше работала, в одном месте.
Смотря, какой программист) Если он умеет и в бэкенд, и во фронтенд, и в базах данных разбирается, и в нагрузке шарит, да ещё всё сам готов тестировать и проверять, тогда да, один программист — это хороший вариант)
Но в реальности я пока таких людей не встречал, всё-таки слишком разная экспертиза для одного человека.
Для простых форм или опросов можно воспользоваться конструктором.
А вот если нужна какая-то сложная история, если в планах улучшить имидж бренда, если поток пользователей исчисляется сотнями тысяч — лучше идти в агентство.
Пока люди сидят в интернете через мобильные телефоны, пока всё стремится перейти в одно приложение и фокус продолжает быть на персонализации, WebApp будет с нами десятки лет.
Единственное, что может попробовать заменить WebApp, это дополненная реальность. Поэтому пока она не стала нашим новым пространством, можно запускать разные мини-приложения и получать свои плюшки, времени на это предостаточно.
Те, кто сидел у вас на сайте и пользовался мобильным приложением, может прийти в Телеграм и остаться там. Продолжая развивать первые две истории, развивайте и третью — так вы получите дополнительные касания в сторону покупки / брони / заказа.
Собирайте пользовательскую статистику, проводите маркетинговые активности, переводите офлайн-документацию в онлайн. Всё это возможно теперь прямо в мессенджере — в мини-приложениях.