Копирайтинг в медицине: особенности и ошибки

2023-05-31 03:01:28 Время чтения 9 мин 381

Медицинский копирайтинг — важная часть маркетинга, которая требует особого внимания к качеству и точности информации, представленной в текстах. Поэтому специалисты должны обладать определенными навыками и знаниями, чтобы создавать полезные материалы и улучшать репутацию клиник. 

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня зовут Сергей Патраш, я медицинский копирайтер в агентстве Belberry. Моя работа заключается в написании текстов, которые помогают людям понимать важность заботы о собственном здоровье. В этой статье я поделюсь своим опытом, расскажу об особенностях копирайтинга в медицине и частых ошибках, которые встречаются в моей практике. 

Требования к медицинскому копирайтеру

Мой путь в медицинском копирайтинге начался на четвертом курсе мединститута. Наработал практический опыт и затем ушел окончательно в смежную профессию. Я сотрудничаю с крупными брендами, известными клиниками и врачами. 

Навыки, которые помогают мне работать с различными сферами медицины:

  1. Высшее образование и практический опыт, чтобы понимать, с чем имеют дело врачи, с какими проблемами сталкиваются и как помогают пациентам. Копирайтер должен понимать специфику профессии, разбираться в терминологии и актуальных исследованиях. 
  2. Источники и их проверка на достоверность. Медицинские тексты пишутся для обывателей без специализированного образования, поэтому крайне важно довести до потребителя корректные сведения. Пользуясь недостоверными источниками, человек может себе навредить. А мы всегда помним главный принцип, сформулированный еще Гиппократом: Primum non nocere («В первую очередь — не навреди!»).
  3. Знание основ копирайтинга и SEO. Специалист должен знать, как создавать статьи, использовать ключевые фразы, вовлекать и удерживать внимание пользователя, передавать tone of voice бренда и понимать принципы ранжирования. 
  4. Особенности в законодательстве. Медицинская сфера имеет ряд ограничений. Копирайтер должен их знать и быть в курсе актуальных изменений. 
  5. Площадки и форматы. Заказчик может попросить написать пост в социальную сеть, подготовить наполнение для сайта или статью в блог. Важно понимать особенности каждой платформы: количество символов, размещение информации (например, на макете веб-страницы), варианты форматов и так далее. 

Сразу отвечу на вопрос «Почему врачи не могут самостоятельно заниматься копирайтингом?». Тут можно вспомнить известный мем:

Дело в том, что написание текстов имеет свою сложную специфику, которую просто не может знать практикующий врач, если он этим не занимается. Большой практический опыт позволяет врачу поставить правильный диагноз и назначить корректное лечение. Такая же история и с медицинским копирайтингом. Обладая опытом и знаниями в этой сфере, медицинский копирайтер создает грамотный контент. Всем должны заниматься профессионалы.

На практике это выглядит так: 

  1. Практикующий врач пишет экспертный и грамотный текст, который чаще всего содержит большое количество канцеляризмов. В подобных материалах вы не встретите четкой структуры и расставленных акцентов, а значит вам быстро надоест читать, потому что статья сложная, скучная и вы не можете найти в ней пользу для себя.
  2. Копирайтер без опыта в медицине пишет коммерческий пост для клиники. Материал будет содержать большое количество «воды», ведь такой автор не знает, как правильно расшифровать термин и корректно рассказать о нем пациенту. Скорее всего, не будут учтены требования поисковых систем и, возможно, вы столкнетесь с недостоверными фактами и источниками.
  3. Медицинский копирайтер учитывает все особенности при написании. При прочтении вы не запутаетесь в теме, легко поймете контекст и сможете определить полезность. 

Особенности копирайтинга в медицине

Медицинский копирайтинг отличается от обычного тем, что материал требует особого внимания к деталям и точности информации. 

Во-первых, вы должны учитывать целевую аудиторию. Например, детская стоматология — информацию читают родители маленьких пациентов, или многопрофильная клиника — несколько сегментов ЦА, отличающихся по демографическим, социально-экономическим и поведенческим факторам. Либо — сегмент врачей и ординаторов, которые интересуются последними разработками и исследованиями в центре диагностики. 

Во-вторых, нужно корректно расшифровывать термины, знать принципы действия лекарственных препаратов и видов лечения. Пишите простым языком, приводите аналогии, примеры и перечитывайте полученный материал. Если вы запинаетесь при прочтении — перефразируйте абзац.

В-третьих, ищите достоверные данные про доказательную медицину и перепроверяйте их. Мне нравится погружаться в зарубежные и отечественные источники, читать последние исследования, которые порой опровергают привычные нам данные, а также изучать опыт клиницистов (консультирующие врачи, занимающиеся научными наблюдениями причинно-следственных связей болезней).

В-четвертых, помнить, что любая неточность может нанести вред человеку и имиджу клиники. Ответственность на нас, медицинских авторах, просто колоссальная, ведь результат нашей работы — здоровье человека, а не продажа услуг. 

В-пятых, соблюдать правила этики и конфиденциальности. Нельзя разглашать личные данные пациентов и негативно отзываться о них или врачах из других медучреждений. 

Также хочу отметить еще один важный аспект — сотрудничество с заказчиками. Как правило, это клиники, фармацевтические компании и производители медтехники. К нам в агентство часто обращаются многопрофильные, косметологические и стоматологические клиники, лаборатории и центры диагностики. Учитывайте юридические нормы, технические моменты и правила работы с рекламой медицинских услуг и товаров.

Ошибки в медицинском копирайтинге

Самые популярные ошибки, с которыми я сталкиваюсь на практике: 

  1. Работа с недостоверными источниками. Нет подтверждающих данных или ссылок. Либо указан автор исследования, которое не было подтверждено медицинским сообществом. Проверяйте любую информацию, опрашивайте экспертов и задавайте вопросы на специализированных форумах. 
  2. Погоня за уникальностью в ущерб качеству. Не нужно стремиться к заветным 100%, тем более в медицине добиться таких показателей очень непросто. Важно объяснить материал, указать соответствующие ссылки и принести читателю пользу.
  3. Недостаточно глубокое изучение темы. Не раскрыт материал или в нем затрагивают несколько тематик сразу. Проработайте структуру статьи, чтобы не запутаться и не потерять смысл.
  4. Сложное описание заболеваний и большое количество текста. Пишите кратко и выделяйте основные пункты: течение болезни, симптомы, методы лечения. 
  5. Запугивание аудитории. Периодически встречаются материалы, в которых можно прочитать угрозу, если человек не будет заниматься лечением. Не надо так. Старайтесь мягко преподносить факты и давать четкие ответы: «Как лечить?», «Какие методы есть?», «Сколько будет стоить лечение?», «Какие есть побочные эффекты?» и так далее. 
  6. Грамматические ошибки и сложные конструкции. Старайтесь создавать простые предложения и проверять себя на наличие ошибок в тексте. Это покажет экспертность врачей клиники и пополнит ваше портфолио качественными работами. 

Помните, что информация о здоровье может повлиять на психологическое состояние человека. Если не уверены в своем материале, обсудите его с заказчиком, экспертом и редактором.

В заключение хочу сказать, что копирайтинг в медицине — это ответственная работа. На старте вы будете тратить большое количество времени на самопроверку, но когда набьете руку — почувствуете себя увереннее. Для начала обратите внимание на свой график и поймите, когда именно ваш мозг наиболее эффективен. К примеру, я приступаю к работе в пять утра, потому что утро — самое продуктивное для меня время. Чтобы не перегружать голову, используйте методики тайм-менеджмента — 15-20 минут поработали, 5 минут отдохнули.