Сегодня почти все дискуссии об устойчивом развитии разворачиваются вокруг ключевого вопроса — зачем государствам, бизнесу этим заниматься? В России он приобрел особую актуальность в последние 2 года. Как сегодня бизнес относится к устойчивому развитию, каковы будут экономические последствия в случае отказа от этой повестки, есть ли разработки, которые помогают в решении возникающих проблем - ответы на эти вопросы искали участники форума «Бренды со смыслом», организованного программой E+ Change.
Как отметил Андрей Шаронов, генеральный директор Национального ESG Альянса, профессор бизнес-школы Сколково, устойчивое развитие – это развитие в интересах ныне живущих без угроз для интересов будущих поколений. Он напомнил, что термин ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) впервые возник с точки зрения рисков, которые возникают из-за климата, экологии, социальных аспектов для ведения бизнеса, а через некоторое время уже сами компании создают определенные риски для окружающего мира, нынешних и будущих поколений. «После 2022 года бизнес стал честнее относиться к ESG. Компании, кто занимался устойчивым развитием в силу паблисити, могли позволить себе этого не делать. Но компании, кто видели и видят в этом смысл, продолжают вкладываться в устойчивое развитие. Есть сложная, но позитивная динамика», - отметил эксперт.
Андрей Суворов, ректор Российской экономической школы, заметил, что проблемы — экологические, социальные и пр. — существуют вне зависимости от того, кто как относится к ESG. Если не предпринять усилия по их решению, последствия могут быть тяжелые. Недавнее исследование, которое охватило более 20 ведущих мировых государств, показало, что люди осознают остроту проблем и соглашаются, что государства должны прикладывать серьезные усилия. Но осознают они их тогда, когда имеют представление о возможных мерах и доверяют аргументам. «Здесь очень важно доверие к науке, к ученым. Согласно последним данным, в России этот уровень доверия составляет 20%. Это чуть ли не последнее место среди всех опрошенных стран», — отметил эксперт. По его мнению, в этом направлении тоже необходимо работать, формировать разумную рациональную картину мира.
Андрей Суворов также отметил важность отношения людей к миграционным процессам. Здесь целый клубок проблем, причин их породивших, решений, которые возможно предпринять. «Миграционные потоки будут и важно заранее к ним готовиться. Нас ждут реформы и лучше заранее планировать, как они будут осуществляться», — предостерег эксперт.
По мнению Марии Колосовой, генерального директора Group4Media, после ухода международных брендов из России в 2022 году главный вопрос, который многих волновал, что будет с социальной повесткой, так активно продвигавшейся иностранными компаниями. Последние опросы Ipsos показывают, что ESG по-прежнему находит понимание у многих россиян. 80% считают, что бизнес может заботиться о планете, сохраняя прибыль, 64% стараются покупать социально ответственные бренды, 65% хотят получать больше информации об экологии и т.п. До 90% респондентов при прочих равных предпочитают товары и услуги с более низким углеродным следом. И хотя желание купить такой товар значительно сокращается, если за него нужно заплатить больше, Мария Колосова уверена, что брендам важно продолжать вкладываться в устойчивое развитие. Это укрепляет доверительные отношения с потребителем, помогает привлекать и удерживать талантливых сотрудников, важно для успеха на высококонкурентном рынке, стимулирует инновации и креативность.
Об отношении к ESG в компании Юнилевер Русь рассказал Константин Войтиков, вице-президент компании по производству и службе поставок. По его словам, самым важным фактором, который особенно ярко проявляется в сложных ситуациях, является смысл.
«Когда человек и команда в целом понимают, зачем они это делают, становится проще, появляется мотивация для преодоления трудностей и достижения целей. Сегодня смыслы — это не просто идеи или концепции, это фундаментальные принципы, на которых строится наше будущее. Смыслом бизнеса становится не только получение прибыли; мы переосмысляем большие идеи внутри стратегии и исследуем технологические, климатические и другие аспекты нашей деятельности. В условиях глобальных изменений и вызовов, таких как изменение климата, социальные неравенства и технологические сдвиги, именно осознание более глубокого смысла нашей работы помогает находить инновационные решения и более эффективно адаптироваться к новым реалиям. Мы начинаем смотреть на бизнес как на инструмент социального изменения, где каждая операция направлена на создание ценности не только для клиентов, но и для общества в целом. Стремление к устойчивому развитию и социальному влиянию становится центральным элементом нашей стратегии, подчеркивая, что стремление к успеху не должно противоречить заботе о планете и человечестве. Смысл, таким образом, превращается в ключевой драйвер организационной культуры, который формирует наши действия, взаимоотношения и, в конечном счете, наше наследие».
В свою очередь Оксана Воробьева, генеральный директор МТС Digital, рассказала о социальном проекте компании МТС — True Tech Community. Он направлен на развитие всего российского ИТ-сообщества, а не только компании. Проект включает в себя серию ежегодных мероприятий, таких как технологическая конференция, ИТ-олимпиада и фестиваль, ИТ-хакатон, а также онлайн и офлайн-сообщество.
О том, как переход от западного собственника к российскому, а также ребрендинг повлияли на устойчивое развитие компании, рассказала Дарья Назаркина, вице-президент по стратегическому планированию, маркетингу и доставке, «Вкусно — и точка». Она отметила, что в компании появились новые ценности, например, предпринимательский подход. Другие были трансформированы, чтобы стать более органичными для российского бизнеса. «Сегодня ценности людей являются основным ориентиром, через который пропускаем и долгосрочные планы, и тактические решения. Они определяют правила и нормы поведения внутри компании, с поставщиками и т.д. Согласно исследованию «Сколково», посвященному устойчивому развитию, для людей важно понимать, что они будут причастны к смыслам. Они, скорее предпочтут работу, наполненную смыслами, чем более высокооплачиваемую», — отметила Дарья Назаркина. Также она упомянула экологический проект по переработке использованного фритюрного масла в биотопливо, который стартовал в декабре 2022 года. По словам Дарьи Назаркиной, сегодня до 6 тыс такого масла отправляется на переработку, а затем становится топливом, на котором плавают танкеры, ездят траки, перевозящие продукцию компании.
Подводя итоги сессии, Андрей Шаронов выделил основной мотив, доминирующий в продвижении повестки устойчивого развития. По его словам, главный драйвер, который дает бизнес-результат, — ценности. «Сегодня или через 10 лет появится результат, это уже не настолько важно для устойчивости компании. Устойчивость – это свойство организации функционировать неопределенно долго», — уточнил эксперт. Он также отметил, что нормативный аспект не является драйвером устойчивого развития, поскольку корпоративные нормативы более строгие, чем законодательные. Еще один вывод, который сделали участники сессии, — у ESG есть перспективы. Пока довольно многочисленна группа компаний, которые не знают вовсе, что такое устойчивое развитие, потому что пока еще могут позволить себе работать в условиях неосведомленности. Но растет группа, кто уже занимается устойчивым развитием, потому что видят в этом необходимость, чтобы избежать угроз, а также группа тех, кто видят в устойчивом развитии новые возможности для бизнеса.