Как ПИК запустил мобильное приложение для технадзора за месяц

2024-07-16 12:30:32 Время чтения 10 мин 1980

Привет, это Максим Павлов из KTS. Мы создаём веб-сервисы и мобильные приложения для бизнеса.

Мобильное приложение для ПИК упрощает контроль качества в строительстве. Рассказываем, как разработали приложение за месяц, какие функции вошли в первый релиз и как ПИК успешно внедрил его среди сотрудников, которые не особенно этого ждали.

Максим Мялкин
Руководитель мобильной разработки KTS
Кейс компании ПИК — не новый. Мы запустили MVP в 2017-м году всего за месяц, а после прошли с клиентом полный цикл: помогли перейти от ведения бумажных документов в цифру, автоматизировали и полноценно цифровизировали систему учета замечаний проверяющих.

Этот проект стал одним из первых значимых для нас кейсов по разработке offline-first приложений для полевых сотрудников.

Разработка для ПИК шла в три этапа по году, сегодня расскажу о первом из них.

Как организован технадзор в ПИК

ПИК — лидер рынка недвижимости, который строит десятки жилых комплексов одновременно. За каждым из комплексов закреплены проверяющие. Они приезжают на стройплощадку и оценивают качество строительства.

Раньше проверяющие ходили по объектам, записывали все замечания на бумаге и отправляли их на рассмотрение и согласование.

В рамках такого процесса сложно определить, качественно ли проверяющие делают свою работу. К тому же из-за бумажных отчетов замечания приходили с опозданием.

В 2017 году ПИК обратились к нам с задачей автоматизировать работу проверяющих технадзора — то есть, помочь упростить проверку качества строительства.

ПИК решили разработать приложение для мобильных устройств, чтобы проверяющие могли оставлять замечания на улице. Все замечания собрали в единую информационную систему, и руководству стало удобнее отслеживать работу технадзора.

Как приложение может решить проблемы технадзора

Первым делом нам было важно узнать, с какими ещё проблемами сталкивается руководство компании. Их было четыре. Конкретизирую:

Начало работы над MVP: пользовательский сценарий

Заказчик написал нам 11 июня. 12 июня мы встретились, а уже через месяц надо было запустить MVP.  

Чтобы уложиться в сроки, дизайн сделали максимально простым. Так выглядела первая версия приложения, запущенная через месяц:

Проверяющий заходит в приложение, выбирает нужный ЖК, стадию строительства и объект, видит старые замечания и оставляет новые. Все данные сохраняются и при появлении сети отправляются на сервер.

Как ПИК внедряли приложение

Разработать приложение — это ещё полдела. Чтобы получить эффект для бизнеса, надо его внедрить в рабочий процесс. Вот, что сделала команда продукта на стороне заказчика, чтобы успешно внедрить приложение:

В итоге проверяющие старались вносить больше замечаний, но писали только существенные пункты.

Обновление MVP: новые функции

После внедрения ПИК собрал фидбек от пользователей. Постепенно пришли идеи того, что можно добавить и улучшить.

Так появились:

  1. Возможность прикрепить медиа: фото, видео, чертежи
  2. Редактор фото: рисование, линейки, надписи
  3. Редактор видео: обрезка, изменение качества. За основу взяли open source плеер Телеграма
  4. Возможность выбрать подрядчика, который должен устранить замечание

Как эффективно доставлять обновления сотрудникам

Приложение активно развивалось, поэтому нужно было позаботиться о том, чтобы обновления быстро доставлялись до сотрудников. Причем так, чтобы минимально отвлекать их от работы. Для распространения приложения мы выбрали платформу HockeyApp (сейчас она называется Appcenter).

По сравнению с Google Play, у HockeyApp был ряд преимуществ:

  1. Возможность скачать нужную версию приложения. Пользователь видит список всех версий и может скачать обновление за пару кликов. А при ошибках обновления может откатиться до предыдущей версии и продолжить работу.
  2. Надежное оповещение о новых версиях. Информация о наличии новой версии всплывает прямо на главном экране приложения. Это фича «из коробки» HockeyApp.
  3. Есть принудительное обновление. Версию можно отметить обязательной для установки. Тогда пользователь просто не пройдет дальше первого экрана, пока не обновит приложение. Так легче установить критически важные обновления принудительно всем пользователям.
  4. Удобно тестировать. HockeyApp позволяет тестировщикам проверять новые функции изолированно друг от друга. Для тестирования каждой фичи разработчики собирают полную копию сервиса, который сейчас доступен пользователям. Но к этой копии применены изменения, касающиеся только одной новой фичи.

Эта история типична для тестирования веб-проектов на отдельных фича-серверах — недавно писали, как фича-серверы ускоряют Time to Market.

Главные результаты

Уже через месяц мобильное приложение дало ПИК несколько ключевых преимуществ: информатизация системы, систематизацию в работе с замечаниями и обеспечение прозрачности процессов.

  1. Информатизация: замечания переехали из бумажных бланков в информационную систему, улучшилась структура и методики анализа данных. Передача данных стала быстрее.
  2. Систематизация замечаний: теперь у заказчика есть возможность системно работать с замечаниями. В головном офисе видят все недочеты на стройках, а проверяющие работают быстрее и гораздо более организованно.
  3. Прозрачность процессов: все недостатки можно увидеть на фото и видео, а информация о них остается в приложении, пока замечания не исправят.

Техническая сторона

Проектирование синхронизации

Обычно синхронизация запускается автоматически, и это удобно. В 2017 году стандартным методом для Android был SyncAdapter. Но при проверке выяснилось, что он запускает синхронизацию при малейшем появлении сети.

Такой вариант нам не подошел: если на объектах стройки и появлялась связь, она была слабой и кратковременной. Поэтому идея оказалась нерабочей.

При каждой синхронизации проверяющий должен скачать большое количество данных. Этот процесс идет долго, а замечания во время синхронизации вносить нельзя, иначе пострадает их согласованность. Чтобы это решить, на все время процесса мы добавили блокировку интерфейса. Так проверяющий точно не мог случайно внести замечания в записи в момент их синхронизации.

В итоге остановились на ручной синхронизации. Сотрудникам она подошла, потому что выгружать данные из офиса удобно. Утром проверяющий приходит в офис и вручную синхронизирует замечания. Затем работает с ними в течение дня без доступа к сети, используя уже загруженные данные. Вечером возвращается в офис и снова синхронизируется.

А чтобы ускорить синхронизацию, сделали ее многопоточной. Данные, полученные разными потоками, не должны конфликтовать. Мы привязали потоки синхронизации к корпусам: их данные не зависят друг от друга.

Как организовали сбор ошибок

Получившийся продукт автоматизирует один из ключевых процессов компании, поэтому было важно максимально быстро узнавать о багах и устранять их. Причем было необходимо определять конкретного сотрудника, у которого они возникли, чтобы проблемы приложения не стали причиной его оправданий в отказе работать с ним.

Мы использовали инструмент Fabric — сейчас он называется Firebase Crashlytics. Он помогает узнать, у какого пользователя ошибка.

Чтобы не тратить время разработчиков на некритичные ошибки, согласовали с заказчиком правило: исправляем только те ошибки в приложении, которые встречаются более чем у 3 человек, или у одного человека более 10 раз.

Этап 2017 года — самый первый. В дальнейшем мы развивали и улучшали приложение, оптимизировали каждый процесс с учетом его особенностей. Как именно — расскажем в следующих статьях.

Тоже нужно мобильное приложение для проверяющих? Пишите в Телеграм