Материал посвящен опыту Аракелова Станислава Владиславовича в части работы с ERP-системами. Он поделился мнением по поводу целесообразности внедрения решений такого плана и влияния на успешность бизнеса.
В 2019 году 5 из 10 компаний в России и за рубежом столкнулись с серьезными трудностями при внедрении ERP-систем. При этом для 40-45% характерными были технические сложности. Ситуация с тех пор почти не изменилась.
Руководители компаний не до конца понимают такие аспекты ERP:
· «Что это?».
· «Зачем?».
· «Для кого (чего)?».
Мы решили обратиться за разъяснениями к успешному руководителю компании ROBOWEB. Он дал развернутые ответы на представленные вопросы.
Материал публикации станет полезным для владельцев бизнеса, задумывающихся о внедрении ERP-системы, но не до конца понимающих, что делать, как и зачем.
Именно так считает Станислав. И это справедливо. Аббревиатура ERP расшифровывается следующим образом: Enterprise Resource Planning. Руководитель ROBOWEB подчеркивает:
«ERP – нечто вроде стратегии деловой деятельности организационного характера. Она предполагает управление людьми, финансами, активами. Считаю, что система необходима любому предпринимателю, нацеленному на непрерывную оптимизацию ресурсов бизнеса независимо от их характера».
Примечание: ERP-система предполагает использование специального программного обеспечения. Есть как готовые продукты, так и уникальные, разрабатываемые экспертами при участии владельцев бизнеса для решения конкретных задач. Суть какого-либо программного пакета сводится к обеспечению обобщенной модели данных и процессов для определенного направления деятельности или для ряда сфер сразу, если фирме это под силу.
«Универсальных ERP-систем не существует. Если одна подойдет для оптовых продаж, то другая станет оптимальным решением для нефтегазовой отрасли или IT. Поэтому в первую очередь советую партнерам и знакомым, бизнесменам анализировать имеющиеся продукты с оглядкой на особенности дела или же привлекать опытных разработчиков, если на рынке нужного варианта программного обеспечения нет».
На вопрос, касающийся того, почему все именно так, Станислав ответил:
«В малых компаниях непосредственные руководители могут беспрепятственно получать доступ ко всем сведениям о процессах. Даже если большой объем данных генерируется, но в рамках нескольких деловых направлений, достаточно точечных IT-решений. Это, например, программное обеспечение для бухгалтерии и CRM».
Развитие бизнеса провоцирует необходимость использовать ERP. Почему? Станислав считает, что причины такие:
· расширение перечня деловых процессов. Соответствующий прирост демонстрируют потоки данных;
· формирование связок business-процессов. Разрозненные данные приводят к необходимости привлечения множества административных сотрудников для достижения целей анализа, систематизации и не только. Это дополнительные регулярные расходы. Выгоднее и в некотором смысле проще один раз вложиться в ERP-систему.
Мы попросили Станислава подробнее рассказать об этих условиях. Вот они:
1. «Данных для управления мало или слишком много на фоне противоречивости».
Это обусловлено рядом причин. Так, стратегически важная информация может быть разбросана по отделам или специалистам. Могут отсутствовать регламенты сбора и обработки данных. Это примеры. Исключить проблемы такого плана и аналогичные можно путем использования ERP-системы, оптимальной для конкретной ситуации. Все данные будут «циркулировать» в единой программе, постоянно актуализироваться и дополняться.
2. «Некачественные связи между IT-системами, что провоцирует сбои в работе компании, создает помехи для развития».
Отдельные IT-продукты могут отличаться. Если дело касается, например, требований к формату данных, разных технологий, то взаимодействие сотрудников и отделов будет страдать. Решение – применение ERP. В рамках единой системы все функции будут объединены. Она буквально переводчик, обеспечивающий взаимодействие, согласованность.
3. «Клиенты часто жалуются».
Высокий уровень спроса, поздние поставки, медленное обслуживание, дефицит ресурсов – все это характерно для многих фирм. И если для малого бизнеса это в некотором смысле простительно, то для среднего и крупного – нет. Именно поэтому и нужна ERP-система. Она оптимизирует работу бизнеса, помогает превращать даже самых недовольных клиентов как минимум в лояльных.
4. «Фирма использует устаревшие решения».
Старые технологии – тормоз для бизнеса. Это аксиома. Единая ERP-система решает задачу обновления разрозненных и старых IT-решений.
Внедрение ERP сопровождается массой плюсов. С опорой на собственный опыт Станислав отметил следующие:
· экономия на IT-решениях;
· абсолютная прозрачность;
· автоматизация отчетов;
· возможность качественного планирования;
· прирост эффективности бизнеса;
· защита данных;
· продуктивность командной работы.
«Не нужно думать, что ERP – панацея. Если система не будет соответствовать особенностям бизнеса, внедрение станет бесполезным. То же касается и корректности последнего. Лучше привлечь разработчика и рассказать ему, как устроен бизнес изнутри, какие цели преследует. Только так перечисленные плюсы могут стать реальностью».