Мы побеседовали со Станиславом, руководящим компанией ROBOWEB, руководствующимся принципом развития команды как ключевым, чтобы разобраться, как сделать коллектив специалистов в IT эффективным и сплоченным. В виде тезисов (цитат рекомендательного характера) представляем основные сведения.
Ошибкой было бы разделение коллектива на сильных и слабых. Первые бы постоянно двигались вперед, вторые – тормозили общее дело. Оптимальный вариант:
«Пусть команда будет единой. Нужно, чтобы менее опытные работники учились у специалистов, перенимали их опыт, а не шли путем проб и ошибок. Однажды последнее может привести к фатальным для бизнеса последствиям».
Опытный программист, например, не должен решать легкие задачи. Это не даст ему развиваться, приведет к стагнации, к нежеланию делать больше и лучше.
«Оставьте легкие дела новичкам и неопытным специалистам. Сложные доверьте профессионалам. Не забывайте иногда усложнять задачи, потому что без этого развитие каждого из членов команды станет невозможным».
При этом Станислав рекомендует учитывать, что если одного IT-специалиста интересуют деньги (премия), то другой, например, отдаст предпочтение продвижению по карьерной лестнице.
«Давайте IT-специалистам только то, что им нужно и требуется. Не все «дыры» можно заткнуть деньгами. Общайтесь с членами команды, ищите потребности и нужды, удовлетворяйте их. Отдача не заставит себя ждать».
Здесь Станислав говорит о рабочем времени. Понятно, что ограничивать инициативы – большая ошибка. Поэтому важен только временной аспект. Если кому-то комфортно приходить на работу к 12:00 и уходить на несколько часов позже, почему бы не подумать о гибком графике?
«Продвинутые IT-компании и вовсе предлагают сотрудникам условия, в рамках которых они могут работать меньше, если решают все поставленные руководством задачи раньше отведенного срока. Это, кстати, еще один стимул, мотив повышения профессиональной продуктивности. Считаю, что аналогичные практики должны внедряться отечественными компаниями».
По поводу свободы Станиславом отмечено еще кое-что. Он против жесткого контроля. Лучше научить IT-специалиста отвечать за свои действия, чем постоянно следить за ним. Оценка показателей эффективности – одно дело, но постоянные расспросы типа «как идут дела», «когда будет готово», «почему так, а не эдак» только тормозят и не способствуют доверительным отношениям.
Простая истина.
«Если нет денег на дорогие курсы, предложите команде собраться после работы в кафе и обсудить будущие проекты. Это одна из форм обучения: новички и неопытные специалисты по мере погружения в тему беседы и обсуждение смогут узнать много нового. Это вклад в их профессиональное развитие, который повышает вероятность обретения бизнесом потенциально эффективных IT-специалистов. Он повысит общую продуктивность команды, пусть и не сразу».
Раздавать прямые указания может кто угодно. Это не является уровнем настоящего руководителя.
«Я как руководитель являюсь не просто «указкой». Чувствую себя частью команды и действую аналогичным образом. Общение с коллегами на равных – ключевой принцип грамотного управления. Однако он работает только при условии, что команда уже построена и все процессы в ней протекают почти безупречно. Поэтому сначала нужно решить другие задачи».
Построить эффективную IT-команду можно, если:
· обеспечивать пространство, в рамках которого будут взаимодействовать как «зеленые» сотрудники, так и IT-специалисты со стажем и опытом;
· грамотно распределять задачи, постепенно их усложнять;
· мотивировать команду;
· не ограничивать специалистов, но только объективно, иначе это приведет к расхлябанности;
· инвестировать в обучение, даже если статьей расходов будет оплата трех столиков в кафе и покупка пиццы, например;
аккуратно управлять и быть членом команды, а не надзирателем, просто генерирующим команды и приказы.