Не только ROI и ROMI, а настоящий “джентельменский” набор метрик и KPI. Очень пригодится для ответа на вопрос “деньги в рекламу вложили, и что?”. И еще в десятке случаев 🙂
В джунглях закон один: когда лев голоден - он ест.” (с) Микки Пирсон, “Джентельмены”.
В маркетинге законов больше.
Но главный принцип маркетинга можно выразить двумя словами: измеряй все.
Переходя на язык цифр, вы заметите много нюансов, которые ранее были неочевидны.
Мы выделили основные, на наш взгляд, метрики и KPI, которые позволят измерить и оценить эффективность вложений в digital-рекламу.
Но для начала - давайте разберем…
Метрика - это то, что вы можете посчитать. Конкретное число - посетители сайта/страницы сайта, достижения целей, транзакции, покупки, отмены, “лайки” в соцсети…
Метрики:
KPI (Key Perfomance Indicators)- это показатель, выраженный в %.
KPI:
Например: средний CTR рекламного баннера в 1994 году был 44%, а в 2021 - 0,46%.
Например: сравните CR (конверсию сайта) со средними данными по отрасли и сделайте вывод о “здоровье” своей рекламной кампании или качестве сайта.
Например: 100 кликов - это много или мало? 100 рублей за клик - это дорого или нет?
Зная конверсию в заказ/оплату, средний чек, мы сможем ответить на эти вопросы.
Не существует готового идеального списка метрик и KPI, который подходит для вашего бизнеса. Лучший способ - сформировать подобный список самостоятельно, основываясь на целях и задачах бизнеса.
Теперь - поговорим о базовых KPI, которые лежат в основе любой системы оценки эффективности интернет-маркетинга.
CR (коэффициент конверсии или просто конверсия - “в народе”) - выраженное в % количество посетителей сайта, которые совершили целевое действие.
Примеры целевых действий:
Целевое действие = желаемое для компании действие клиентов.
Какой действие назначить целевым - решать бизнесу.
Важно не путать Conversions и Conversion. Первые - измеряются в штуках, это метрика.
Второе - в процентах, это KPI.
Conversions = целевые действия
Conversion = CR
Чтобы увеличить конверсию сайта - получить больше обращений без роста бюджета - попробуйте умный чат Bitcdp. Это бесплатно, нужна только регистрация.
Формула CR:
CR = Количество целевых действий / Количество посетителей сайт * 100%
СTR (показатель кликабельности) - выраженное в % отношение кликов по ссылке к количеству показов ссылки (рекламного объявления).
Чаще всего CTR используют для оценки эффективности платного трафика.
Но здесь скорее формат “включает, но не ограничивается” - CTR можно применить для любого элемента на сайте. Например, чтобы сравнить разные варианты CTA или баннеров.
Формула CTR:
CTR = Количество кликов на ссылку / Количество показов ссылки *100%
BR (показатель отказов) - % пользователей, которые покинули сайт, просмотрев 1 страницу и не совершив целевых действий.
BR наглядно демонстрирует интерес пользователя с контенту или предложению.
Причин высокого % отказов много - несоответствие креатива и содержания посадочной страницы, долгая загрузка страницы, элементы, перекрывающие текст…
Непродуманное использование виджетов повышает BR:
Яндекс Метрика и Google Analytics рассчитывают BR по-разному.
Я.Метрика: засчитывает сеанс в отказ, если посетитель сайта просмотрел 1 страницу и не совершил целевых действий. Время на странице - менее 15 секунд.
GA: отказ, если посетитель бездействует на странице без учета времени.
Формула BR:
BR = Количество сессий с просмотром 1 стр / Общее количество посетителей * 100%
CPC (цена за клик) - стоимость клика на объект (баннер, кнопка, пост).
Стоимость клика - это верхнеуровневая метрика.
Ориентироваться только на цену клика, в отрыве от других метрик и KPI - не очень классная затея.
Важнее - не количество кликов, а конверсия (CR). Количество целевых действий - первично.
Формула CPC:
CPC = Затраты на рекламу / Количество кликов
CPA (стоимость целевого действия) - метрика, которая показывает стоимость целевого действия на сайте. Например - стоимость регистрации, заявки на тест-драйв, записи на сервис и т.д.
CPA не стоит путать с CPL: это разные метрики. Про CPL расскажем далее.
CPA особенно важен, когда Вы знаете жизненный цикл клиента. Возможно, на первый взгляд РК может показаться неэффективной (слишком дорогое целевое действие). Но в дальнейшем клиент потратит больше денег на повторные покупки.
Формула CPA:
CPA = Стоимость рекламы / Количество целевых действий с рекламы
CPL (стоимость лида) - метрика, которая отражает стоимость квалифицированного лида.
Lead - это потенциальный клиент, заинтересованный в приобретении товара/услуги.
Не каждое обращение с сайта = лид.
Признаки, по которым обращение признаем лидом мы:
Типы лидов:
А еще - отдел продаж часто любит говорить так:
Чтобы упростить квалификацию лидов на сайте - подключите чат-бота.
Хорошо продуманный сценарий чат-бота позволит выявить потребность клиента и собрать контактные данные без привлечения сотрудников отдела продаж.
Кстати, сейчас мы предоставляем доступ к умному чат-боту Bitcdp и готовим индивидуальный сценарии для сайта БЕСПЛАТНО.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ.
Формула CPL:
CPL = Рекламный бюджет / Число квалифицированных лидов
САС (стоимость привлечения клиента) - сумма, которую вы в среднем тратите на привлечение одного клиента.
Стоимость привлечения клиента должна быть меньше, чем средний чек (AOV) и LTV.
На языке маркетинга это записывается так: CAC < AOV, CAC < LTV.
Что такое AOV и LTV - подробнее рассказываем далее.
Значение CAC можно считать хорошим, когда соотношение LTV:CAC = 3:1.
Много аббревиатур, но логика проста: чтобы оставаться “в плюсе”, прибыль с клиентов должны превышать стоимость привлечения этих клиентов.
Не путайте CAC и CPA: CPA учитывает только расходы на канал трафика, а CPC - расходы на рекламу и иные вложения компании (заработную плату специалистов в штате/на аутсорсе, обслуживание и покупку оборудования).
Формула CAC:
САС = Расходы компании на привлечение клиентов / Количество привлеченных клиентов *100%
AOV (средний чек) - метрика, которая показывает среднюю сумму заказа / покупки клиента.
При расчете AOV важно не совершить “детскую” ошибку: отслеживая динамику выручки, “забыть” про изменение количества клиентов в большую или меньшую стоимость.
Средний чек за период должен быть меньше, чем стоимость привлечения клиента за этот же период.
AOV, в целом, демонстрирует покупательскую способность аудитории, лояльность клиентов, эффективность маркетинга компании. Логично, что бизнес должен стремиться к увеличению AOV.
Формула AOV:
AOV = Выручка / Количество заказов (покупок)
LTV (пожизненная ценность клиента) - это прибыль, которую средний пользователь принесет за все время взаимодействия в компанией.
LTV - это важный стратегический показатель. Знание LTV позволит по-иному посмотреть на CAC и AOV и грамотно сформировать рекламный бюджет.
А еще - рассчитать прибыль, которую клиенты потенциально принесут в будущем.
LTV наглядно демонстрирует выгоду от удержания клиентов - как минимум, на основе потенциальной потери прибыли.
У этой метрики есть разные обозначения – LTV, CLV, CLTV. Однако суть термина остается неизменной.
Формула LTV: от простого к сложному:
LTV =
= Средний чек * Частота повторных покупок * Продолжительность жизни клиента
= Средняя прибыль от одного клиента * Продолжительность жизни клиента
= ((Среднее кол-во продаж в месяц * AOV) * Доля прибыли в выручке) * Средняя продолжительность жизни клиента
= Доход за период / количество клиентов за период
Abandonment Rate - доля упущенных обращений / звонков / брошенных корзин и т.д.
KPI, который показывает % прерываний целевого действия - со стороны клиента или со стороны компании. Чаще всего применяется к звонкам - для оценки качества работы колл-центра или отдела продаж.
До простого досадный пример, как упустить 150 лидов с сайта, рассказали здесь. Основная проблема - человеческий фактор.
А здесь можно зарегистрироваться и получить бесплатный доступ к умному чату, который закрывает до 80% обращений с сайта без привлечения операторов.
Знакомьтесь: настоящий король маркетинговых KPI.
ROI (окупаемость инвестиций) - коэффициент, который иллюстрирует уровень доходности и убыточности бизнеса, учитывая сумму вложенных в этот бизнес инвестиций.
ROMI - учитывает окупаемость только маркетинговых инвестиций (рекламный бюджет на привлечение клиентов, изготовление полиграфии, оплату специалистов по маркетингу в штате / на аутсорсе, но не включает затраты на производство товара.)
Инвестиции, которые учитываются при расчете ROI: расходы на зарплату сотрудников, маркетинг, аренду помещения, закупку материалов, сырья, покупку ПО и сервисов, которые необходимы для работы.
Важно: ROI/ROMI это относительная метрика, которая не отражает всю ситуацию в бизнесе в отрыве от других показателей (CAC, AOV, TLV - о них рассказали выше).
Например, высокий ROI может быть при небольших расходах на рекламу. При этом - реклама принесла мало заказов, а компания получила совсем небольшую прибыль с этих заказов.
Каким должен быть показатель ROI:
Когда ROI “не работает”:
Формула ROI:
ROI = (Доходы - Расходы) / Расходы * 100%
Доход = Валовая прибыль.
Валовая прибыль = Выручка — Себестоимость товара или услуги
Расходы = Все инвестиции.
Полученное соотношение показывает, сколько прибыли приходится на единицу затраченных средств.
Формула ROMI:
ROMI = (Доходы от маркетинга - Расходы на маркетинг)/ Расходы на маркетинг * 100%
ROAS - показатель рентабельности расходов на рекламу.
ROAS потребуется Вам, чтобы оценить эффективность digital-каналов.
Кроме того, ROAS позволит выявить, как влияют на деньги различные аспекты - изменение настроек РК, изменение бюджета на РК и т.д.
Каким должен быть показатель ROAS:
Обратите внимание:
Формула ROAS:
ROAS = Доходы / Расходы *100%
Да, это первая русскоязычная аббревиатура в нашей подборке KPI и метрик 🙂
ДРР (доля рекламных расходов) - это выраженное в % отношение суммы расходов на рекламу к доходу, который она принесла.
Давайте проще:
Бюджет РК: 100 000 рублей
Рекламная кампания принесла заказов на сумму 500 000 рублей.
ДРР = (10 000 / 100 000) * 100 = 10%
Таким образом, на рекламу в периоде ушло 20% дохода.
Важно отслеживать ДРР в динамике: это позволит вовремя распознать ситуацию, когда оборот растет, а прибыль падает.
Формула ДРР:
Формула ДРР - по сути, перевернутая формула ROAS.
ДРР = Расходы на рекламную кампанию / Доходы от рекламной кампании * 100%
SOM (доля рынка) - это показатель, который характеризует положение компании на рынке относительно конкурентов.
SOM, как и ДРР, нужно анализировать в динамике. Наблюдая за изменением доли рынка конкурентов, можно корректировать цели и задачи своей компании.
Формула SOM:
SOM = (Объем продаж компании / Суммарный объем продаж компании и ее конкурентов) * 100%
Не путайте SOM (share of market) - долю рынка и SOM (Serviceable & Obtainable Market) - реально достижимый объем рынка, который вычисляется в методике TAM SAM SOM.
Наш список метрик и KPI для маркетолога очень компактный - базовый. Безусловно, его можно продолжить.
Если интересно, можем рассказать в следующих статьях про метрики Unit-экономики: как мы (не без трудностей) осваивали их, где ошибались и как готовили Unit-экономику для своего проекта.
Как и прежде, буду рад пригласить вас на БЕСПЛАТНОЕ тестирование классного умного чата.
Нужно только зарегистрироваться.
До связи! Антон Ростовцев, CEO BITCDP