QR-код — это какие-либо данные (например, информация о товаре) или ссылка, только разложенные в графическом формате. Причудливый чёрно-белый рисунок — это определённая последовательность групп битов (да-да, те самые 0 и 1 из школьного курса по информатике), которые содержат определённую информацию.
Интересный факт:
Вы заметили, что у всех QR-кодов есть общий элемент? Это три квадратика в правом верхнем, левом верхнем и левом нижнем углах. Именно эти квадратики «сообщают» сканирующим устройствам, что перед ними находится QR-код.
Ну а большая часть куар-кода как раз и представляет собой зашифрованную информацию (это может быть текстовая, числовая, байтовая информация и японский алфавит кандзи).
Перед вами ссылка в виде QR-кода на официальный сайт LIFE PAY. Обратите внимание на три квадратика по углам, о которых говорилось выше. Они подсказывают камерам, что перед ними именно QR. А маленький квадратик ближе к нижнему правому углу — это ориентир, который помогает читать код в любом направлении или состоянии.
Сканирующее устройство (чаще всего это камера смартфона) фиксирует рисунок на QR-коде, а затем анализирует его, представив рисунок в виде сетки битов. Исходя из информации, зашифрованной в битах, на считывающем устройстве инициируется действие. Это может быть:
Технология берёт свое начало в Стране восходящего солнца — Японии, являясь разработкой машиностроительной корпорации Denso. Сотрудники корпорации, работая с «маркировкой» машиностроительной продукции, принялись жаловаться на бывшие тогда в ходу штрихкоды. Во-первых, они представляли собой линейный однонаправленный код, поэтому шифровали информации меньше, чем требовалось. Во-вторых, сканеры долго считывали штрихкод, тратя время и нервы работников. В результате отделу разработки компании была поставлена задача придумать новую кодировку, которая была бы более удобной в использовании.
Впервые QR-код был представлен миру в 1994 году после двухлетней разработки. Благодаря вышеупомянутым трём квадратикам по углам QR-рисунка сканеры быстрее ориентировались, что перед ними QR-код, и, соответственно, быстрее могли его проанализировать. Также, по сравнению со штрихкодом, куар-код предоставлял двухмерную направленность шифра (по горизонтали и вертикали), что позволяло вмещать в шифр гораздо больше информации.
В 2002 году, на всё том же японском рынке, были выпущены первые телефоны с возможностью сканировать QR-коды. На тот момент QR только набирали популярность на Западе, но в Азии уже пользовались широкой популярностью. В 2008 году уже вышел iPhone со встроенным сканером куар-кода.
В России, вплоть до пандемии COVID-19, QR-код был более-менее распространён. Но в 2020–2021 годах его повсеместное введение в оборот (в целях подтверждения вакцинации) вывело использование QR на новый уровень. Технология прочно вошла в обывательскую жизнь и, судя по опросам и статистике, стала незаменимым элементом современного мира.
Согласно ведущему ресурсу по генерации QR qrcode-tiger.com:
Интересный факт:
QR-код можно встретить даже на могилах на кладбищах России, Японии и Австрии. Он перенаправляет на страничку с информацией о почившем человеке.
Один из самых распространённых способов бесконтактной оплаты на данный момент — через QR-код. В ближайшие пять лет ожидается рост использования транзакций через куар-код на 300% (результат исследования Juniper). Это неудивительно для современной эпохи, особенно в постпандемийный период. QR-код — это быстрый, бесконтактный и безопасный способ платежа, который не требует от покупателя носить с собой кошельки с наличными и картами.
Сам алгоритм проведения оплаты по QR очень прост
Со стороны продавца нужен лишь QR-код. Он может генерироваться в кассовом приложении и содержать данные (сумму платежа, номер расчётного счёта и т. д.) о будущей транзакции. Подобный код является динамическим, он недолговечен и уникален для каждой транзакции. Этот QR высвечивается на платёжном терминале. Со стороны покупателя нужен лишь смартфон, в камеру которого уже встроен считыватель QR. Либо этот считыватель встроен в банковское приложение клиента. Покупатель наводит камеру на QR-код и в появившемся окне банковского приложения подтверждает транзакцию.
Также есть статические QR-коды, они менее затратны в эксплуатации, чем динамические. По сути, это просто зашифрованная в QR ссылка на платёжную страницу магазина. Этот куар можно распечатать на бумаге и повесить около кассы. Механизм действий со стороны покупателя остаётся прежним — с одной лишь разницей: в этот раз покупатель сам вводит сумму покупки в открывшемся банковском приложении.
На данный момент в России способ оплаты по QR-коду обеспечивается Национальной платёжной системой карт через Систему быстрых платежей (СБП). Этот факт только добавляет ряд преимуществ к уже существующим плюсам оплаты по QR. Судите сами:
1. Оплата через СБП позволяет сэкономить на эквайринге (комиссия по СБП в несколько раз меньше, чем эквайринговые комиссии).
2. Средства зачисляются на расчётный счёт торговой точки моментально, а не на следующий день, как при обычном эквайринге.
3. Внедрив оплату по СБП, вы даёте возможность клиенту не носить с собой кошельки и сумки. Все операции — в смартфоне покупателя, и покупатель скажет вам за это «спасибо».
4. С помощью QR можно собирать данные о клиентах, чтобы лучше изучить их предпочтения.
5. Подобный вид платежей абсолютно безопасен. А вот при вводе ПИН-кода банковской карты на кассе недоброжелатели могут подглядеть последовательность цифр.
Для подключения оплаты по Системе быстрых платежей вы можете обратиться в LIFE PAY. В этом случае вы получите возможность принимать оплату QR-кодом через СБП и при доставке, и при онлайн-торговле. При этом все данные о транзакциях будут собираться в личном кабинете — так вы сможете контролировать продажи и глубже изучать покупательское поведение.
Также СБП от LIFE PAY располагает расширенной возможностью: использование NFC-микрочипа. Его можно установить в прикассовой зоне и принимать оплату касанием телефонов покупателей, прямо как при технологиях Apple Pay и Google Pay. В этом случае транзакции также будут осуществляться по системе СБП.
Можно с уверенностью сказать — эта технология с нами надолго. В 2021 году среди американцев был проведён опрос о будущем QR-кодов, и 75% респондентов оказались готовыми применять технологию в дальнейшем. Ведь QR — это залог быстрого и простого доступа к информации — одной из главных ценностей человечества на данный момент.
Бенджамин Клэйс, основатель и СЕО QrTiger.