Маркетплейс услуг — тренд современного бизнеса. Удобная бизнес-модель в равной степени удобна для владельца, исполнителя и заказчика. На слуху много успешных проектов. Например, Meero — французская площадка, объединяющая фотографов для коммерческих проектов и их клиентов, за 3 года собрала более 30000 клиентов и это количество постоянно растет. Это значит, что данный проект не только окупил себя, но и стабильно приносит владельцам прибыль.
Концепция маркетплейса предполагает, что на одной площадке будут предлагать похожие услуги разные поставщики и исполнители. Как создать площадку услуг, чтобы она оказалась экономически жизнеспособной?
Когда появилась идея проекта, в первую очередь, нужно сделать две вещи: четко сформулировать суть своей идеи — проработать концепцию своего проекта, а затем провести анализ рынка на предмет востребованности вашей идеи. Эти два действия позволят на первоначальном этапе скорректировать свой замысел и адаптировать его под нужды рынка.
Концепция проекта помогает описать видение ключевых моментов своего замысла, структурировать описание и сделать его понятным не только для себя, но и для потенциальных клиентов, коллег, разработчиков, инвесторов. Когда вы по пунктам опишете концепцию, то сможете осмысленно провести анализ востребованности, составить корректное ТЗ разработчикам и максимально быстро запустить MVP.
Как создавать концепцию? Концепцию проекта формулирует тот, кто ее инициирует, то есть сам руководитель проекта. В ней он выражает собственное видение будущего продукта.
1.1 Опишите идею в общих чертах
Идея проекта в том, чтобы …
1.2 Отвечайте на вопросы, уточняя общее видение идеи
Отвечая на эти вопросы, вы составляете концепцию площадки услуг, построенную на своих гипотезах. Она может измениться после проведения исследований, но это отправная точка развития проекта.
Когда сформировалось четкое видение идеи, необходимо сравнить свое гипотетическое видение с реалиями рынка, в который вы хотите зайти. Анализ можно попробовать провести самостоятельно или поручить специалистам.
В маркетинговом анализе ниши нужно обратить внимание на такие аспекты.
На основе проведенных опросов и исследования положения на рынке, нужно провести анализ, кому и почему может быть ваше предложение интересно. Сопоставьте со своими гипотезами и при необходимости внесите поправки в концепцию проекта. Концепция на основе маркетингового анализа поможет оценить востребованность и составить описание начального прототипа веб-сервиса.
После первых двух этапов у вас должно сформироваться четкое понимание пяти ключевых моментов.
Можно переходить к разработке макетов.
В первую очередь, вам нужно выделить и детально описать основной процесс работы в системе. Покажите путь клиента от рекламного объявления до ощутимого результата. Поможет визуализировать ключевой процесс сториборд или майнд-карта.
Например для площадки услуг это может быть так:
При создании структуры многопользовательской системы для продажи услуг следует обратить внимание на такие области:
При создании макетов важно визуализировать ключевые детали, чтобы это было быстро.
Цель макетов быстро получить обратную связь и сделать простой и понятный функционал для пользователя.
Описывайте только страницы ключевого процесса, чтобы максимально сократить время на правки. Макеты нужны, чтобы максимально понятно объяснить разработчику свое видение и получить максимально эффективную обратную связь от потенциальных пользователей.
Вы провели большую работу и сформировали концепцию проекта, учитывающую ситуацию на рынке. В целом, уже можно переходить к созданию бета-версии, но…
Более 70% стартапов терпят неудачу, главная причина которых, согласно исследованию CB Insights, в том, что услуга не нужна рынку. Да, вы провели маркетинговый анализ, да вы создали гипотезу на основе исследований, но вероятность успеха возрастает на 50 % если вы проверите бизнес-идею с помощью разных подходов.
Беседа. Опишите принцип работы своей идеи и поинтересуйтесь, все ли понятно и заинтересовала ли она собеседника. Постарайтесь понять аргументы “за” и “против”. Беседуйте сначала со знакомыми, потом с незнакомыми представителями ЦА. Этап беседы можно начинать с момента, когда у вас возникла идея.
Лендинг. Оформите свою концепцию в формате лендинга, где опишите суть идеи. какие проблемы ваша платформа решает, для кого и почему это решение лучше прочих. Это инструмент, который поможет, с одной стороны, анонсировать вашу разработку и заинтересовать потенциальных пользователей, а с другой — оценить количество заинтересованных в цифрах. Кроме того, вы можете собрать пул пользователей, готовых принять участие в тестировании площадки на спецусловиях. Кроме того, имеет смысл тестировать разные подходы к рекламе площадки и для разных сегментов: исполнителей и потенциальных клиентов, партнеров. Это позволит выработать максимально эффективную стратегию коммуникации и продвижения.
Целевая реклама. Позволяет протестировать каналы коммуникации с потенциальными клиентами, а также тестировать подход к рекламе, искать наиболее эффективные инструменты, охватить большее количество потенциальной ЦА, а значит и зародить интерес к новой площадке услуг. Чем больше людей вы соберете в ранний список тестирования, тем больше шансов поскорее выйти на окупаемость.
Лендинг и целевую рекламу лучше запускать, когда вы нашли разработчика и до запуска осталось не более 2 месяцев. Хотя можно использовать эти инструменты в тестовом режиме до начала разработки, чтобы оценить жизнеспособность гипотез и востребованность.
Запуск минимально жизнеспособного продукта — ваша цель. Чем проще он будет, тем меньше денег вы потратите на разработку и тем быстрее сможете протестировать платформу услуг в действии.
Немало примеров, в том числе и среди российских, стартапов, когда проект приходится заморозить из-за того, что кто-то из команды разработчиков покидает проект до завершения этапа.
“...появились непредвиденные проблемы — из команды ушел фронтенд-разработчик, что случилось очень не вовремя. Дело в том, что не был готов MVP даже первой части проекта…”, — рассказывает историю стартапер, вынужденный заморозить проект.
Чтобы максимально уменьшить команду и снизить риск, что кто-то уйдет в самый неподходящий момент, обратите внимание на it-решения, которые быстро разворачиваются. После запуска его можно развивать и подстраивать под нужды отдельно взятого проекта. Для разработки площадки услуг обратите внимание на движок биржи Falcon Auction.
Falcon Auction — имеет базовый набор функций и возможность кастомизации.
Это платформа, на базе которой можно запустить и протестировать площадку услуг для различных поставщиков услуг или исполнителей по типу аукцион.
Преимущество платформы в том, что она написана на MS SQL. Это значит, что готовое решение можно не только быстро развернуть и кастомизировать при запуске, но и в процессе работы быстро вносить необходимые изменения, добавлять новые функции и менять бизнес логику в рамках доработок. Вам не нужно платить зарплату нескольким программистам-разработчикам — достаточно пользоваться услугами одного, владеющего MS SQL и HTML.
В базовый комплект входят ключевые части решения:
Личные кабинеты. Платформа предполагает, что для функционирования платформы нужны два типа личных кабинетов с набором инструментов — ЛК заказчика и ЛК исполнителя.
Рабочий кабинет заказчика — пространство, где авторизованный заказчик может оформить заказ, вести переговоры, оплачивать услуги и следить за статусом выполнения задания.
Рабочий кабинет исполнителя — пространство, где авторизованный исполнитель может управлять информацией о себе, следить за статусом поданных им заявок, дедлайнами и состоянием счета, транзакциями.
Для каждой из ролей нет ограничений по количеству пользователей.
При необходимости в кабинете разработчика в рамках доработок можно добавлять личные кабинеты других ролей, менять бизнес-логику.
Аукцион проектов. Когда заказчик размещает задание оно попадает в каталог проектов. Исполнитель может выбрать заинтересовавший его проект и оставить свое предложение на выполнение задачи. Из откликнувшихся исполнителей заказчик выбирает того, кто будет это задание выполнять.
Каталог исполнителей. Самостоятельный выбор поставщиков услуг также предусмотрен на платформе. Информация из личного профиля о поставщике услуг или исполнителе здесь доступна к просмотру. Заказчик может дать задание конкретному исполнителю.
Арбитраж. Важный функционал, доступный администратору сайта. Его задача помочь решить споры заказчика и исполнителя.
Модерация. Эта встроенная функция проверяет контент пользователей площадки услуг, защищает от флуда, нецензурщины и неадекватного способа общаться, помогает пользователям корректно выстраивать запросы и отклики.
Оплата услуг электронной площадки и работы исполнителей. Встроенная функция подключения платежной системы позволяет онлайн оплачивать услуги самой площадки и труда исполнителей. Ее можно активировать не сразу, а после завершения тестового периода.
Рис. 1. Функции, доступные в Falcon Auction
Чтобы лучше представлять, как устроена платформа, ознакомьтесь с демоверсией сервиса здесь.
Создать площадку услуг — шаг к многолетнему проекту, несущему пользу людям. Но этот шаг должен быть осмысленным. Всегда мыслите с точки зрения пользы для ваших потенциальных партнеров и клиентов, и тогда монетизация и развитие проекта обязательно будут успешны.