Готовое IT решение. Как мы прорабатываем веб-решение на Falcon

2024-10-08 15:55:30 Время чтения 13 мин 518

Коробочное решение — это готовый программный продукт, который можно в максимально сжатые сроки развернуть и настроить под свой бизнес. При условии, что коробочное решение используется в чистом виде без доработок — только настройки бизнес-логики, категорий фильтров и т.д. Особенность готовых решений на базе Falcon Space — гибкость с возможностью адаптировать и развивать основу готового решения под собственный бизнес за счет не только настроек, но и более существенных доработок. В этой статье рассказываем, как происходит запуск готового решения от Falcon Space.

План создания сайта

Создать программный продукт даже на базе готового it-решения — процесс, требующий постоянного участия заказчика, который осуществляет контроль и оценку работ исполнителей на каждом этапе.

План создания сайта предусматривает: 

  1. создание заказчиком концепции с предварительной оценкой затрат на сайт: разработку, поддержку и продвижение;

описание структуры сайта;

  1. подбор решения;
  2. оценка стоимости разработки ПО;
  3. коммерческое предложение;
  4. создание технического задания разработчиками;
  5. реализация доработок готового решения по ТЗ;
  6. внедрение и первый запуск сайта;
  7. шлифовка на базе обратной связи;
  8. развитие и техподдержка.

Возьмем, к примеру, готовое решение Falcon Service — CRM с личным кабинетом клиента. На его основе можно создать функциональный сайт  с личным кабинетом для сферы b2b и b2c в различных сферах. Но для одного проекта потребуется только настройка готового решения, а в другом — подключение дополнительных API-сервисов, многочисленные доработки, добавление нужных модулей и т.д. Все это возможно сделать, но требуется постоянная обратная связь от заказчика, чтобы вовремя корректировать направление в разработке ПО.

Создание ТЗ и дальнейшая разработка базируются на описанной заказчиком концепции и его понимании структуры сайта, предполагаемого функционала. Заказчик совместно с разработчиком выбирают инструменты для создания сайта, в том числе и коробочное решение, позволяющее снизить стоимость сайта. Чтобы выбрать подходящее по функционалу готовое решение, нужно протестировать демо-версию, изучить техническую документацию и доступные функции готового решения и возможные дополнительные модули.  После этого разработчиком выполняется оценка стоимости разработки ПО с учетом необходимых доработок. В коммерческом предложении заказчик получает ориентировочную оценку стоимости всех этапов разработки сайта. Чтобы снизить стоимость сайта, разработчик может предложить расставить приоритеты в разработке программного продукта и оставить функциональное ядро с минимумом доработок, а остальной функционал наращивать уже в процессе развития на основе обратной связи пользователей.

Разработка ТЗ и оценка стоимости разработки ПО

ТЗ — это неотъемлемая часть договора с разработчиком. Его составляет разработчик на основе описанной концепции сайта. При этом его необходимо согласовать с заказчиком, чтобы достигнуть консенсуса в договоренностях.

Важно! У заказчика должно быть полное понимание того, что он получит после реализации проекта на основе этого техзадания. Только так контроль и оценка работы исполнителей будут корректны.

Заказчик должен понимать, что ТЗ — это пошаговая инструкция для разработчика.  Все, что отсутствует в ТЗ, рассматривается как доработка за пределами ТЗ, но в рамках ТЗ можно требовать от разработчика результата, предусмотренного техзаданием. Поэтому так важно понимание, что в результате должно получиться. 

Стандартное ТЗ предназначено для того, чтобы избежать недопонимания. В нем даются:

  1. определения всем элементам сайта, чтобы избежать недопонимания и разночтений в названиях элементов;
  2. описание структуры сайта;
  3. описание разработки программного продукта: требования к сайту, его страницам и дизайну, верстке, к системе уведомлений и др.
  4. инструменты для создания сайта, состав и содержание работ;
  5. контроль и оценка работ по созданию сайта, критерии оценивания и порядок приемки сайта;
  6. ввод в эксплуатацию и дальнейшая поддержка сайта.

Не лишним в ТЗ оговорить и рамки техзадания, что входит в него, а что оплачивается дополнительно. Поскольку ТЗ часть договора, но составляет его исполнитель, крайне важно, чтобы заказчик не только подписал его и ознакомился, но и правильно понял все нюансы сотрудничества. В дальнейшем это сократит массу времени и нервов обеим сторонам на этапе принятия работы.

Когда техзадание согласовано, все виды работ оцениваются. Часть работ входит в стоимость готового решения, но некоторые виды работ оплачиваются в рамках доработок почасово. В компании есть ориентировочная разбивка видов работ по времени. Совокупность всех факторов и составляет конечную стоимость разработки сайта.

Снизить стоимость сайта можно за счет:

  1. минимизации количества доработок на начальном этапе;
  2. разбивки проекта на этапы;
  3. исключения избыточных вспомогательных функций, целесообразность реализации которых под большим вопросом.

Более подробно читайте в нашей статье о стоимости содержания it продуктом.

Реализация доработок по готовому it-решению

Реализация доработок для коробочного решения осуществляется на основе ТЗ. Доработками считается все, что не предусмотрено содержимым коробки, но что необходимо внедрить для реализации проекта. 

Что может считаться доработкой готового решения? 

  1. Дополнительные страницы для личных кабинетов. Например, в в Falcon Service предусмотрены три страницы личных кабинетов: для Клиента, для Менеджера точки и для Супервайзера. Предположим, что для проекта химчистки нужно предусмотреть еще один личный кабинет для курьера. Создание страницы для еще одного личного кабинета — это доработка по готовому решению.
  2. Изменение бизнес-логики. Готовые решения на базе платформы Falcon Space позволяют гибко и быстро менять бизнес-логику под проект, но эти изменения считаются доработкой.
  3. Реализация компонентов таблиц, форм, дашбордов под конкретные задачи проекта заказчика.
  4. Разработка и подключение дополнительных модулей. В нашей копилке готовых модулей есть заготовки для реализации и подключения дополнительных модулей, не предусмотренных готовым решением в рамках доработок.
  5. Интеграция готового решения с внешней системой через уникальный API-сервис.

На каждом этапе наши специалисты проводят тестирование основных процессов: вносят тестовые данные и анализируют, правильно ли работают созданные процессы, нет ли ошибок, если они выявлены — программисты устраняют недоработки и ошибки. Текущие наработки по каждому этапу заказчик видит еженедельно. Это позволяет демонстрировать прогресс и вносить необходимые коррективы.

Рекомендуем посмотреть статью развитии it проекта.

Внедрение системы в эксплуатацию

Когда начинаем работу над крупным проектом, мы всегда рекомендуем работать над его запуском поэтапно. Поэтому в эксплуатацию мы внедряем систему с базовым функционалом, чтобы была возможность ее тестировать, получать обратную связь, чтобы сайт уже начинал работать. 

В первую очередь, мы реализуем то, что описано в ТЗ. Однако в ходе работы над проектом появляются новые идеи, как улучшить проект, какие функции можно добавить, какие возможности могли бы сделать его удобнее и т.д. Реализовывать все это на этапе первого запуска не имеет смысла, так как бесконечные доработки между делом затягивают процесс введения в эксплуатацию.

Чтобы идеи не потерялись, а проект в дальнейшем развивался, все идеи мы фиксируем в беклоге хранилище новых возможностей, которые планируется внедрять в дальнейшем.

Внедрение в эксплуатацию подготовленного готового решения предполагает четыре основных момента:

  1. Перенос на хостинг или на сервер заказчика. Готовые решения от Falcon Space отличаются тем, что их можно устанавливать как на хостингах, так и на собственном сервере, что в условиях современных реалий особенно актуально. 
  2. Настройка сервера под проект. Наши специалисты делают все необходимые настройки на сервере под задачи проекта с учетом специфики и его особенностей. Это позволит программному обеспечению работать бесперебойно.
  3. Обучение операторов системы. У нас предусмотрено бесплатное обучение операторов системы до уровня, когда он может выполнять не только базовую настройку в личном кабинете, но и при необходимости делать мелкие настройки категорий и бизнес-логики, через кабинет разработчики. Это обеспечит компанию заказчика специалистом, который без привлечения разработчика сможет быстро адаптировать систему под изменения в бизнесе и тестирование идей и возможностей.
  4. Изменение паролей. Заказчик получает при внедрении системы в эксплуатацию и после окончания гарантийного периода обслуживания новые, засекреченные от посторонних, пароли.

Посмотрите нашу статью о сопровождении сайта.

Поддержка сайта 

Техническая поддержка сайта проекта после запуска в эксплуатацию — это работа, направленная на бесперебойную работу системы с одной стороны и развитие проекта с другой. Резервное копирование и исправление ошибок, обслуживание сервера и развитие функционала — все это входит в понятие поддержки сайта. 

Поддержка сайта и стоимость этих услуг зависит от вида работ и условий договора. У нас есть бесплатное гарантийное обслуживание, годовая платная техническая поддержка и профилактическое обслуживание. С нами как разработчиком можно продолжать сотрудничество и при развитии  ресурса.

Техническую поддержку сайта мы реализуем в трех вариантах: 

  1. гарантийная в течение 60 дней после завершения этапа с целью устранения ошибок и доработок в рамках ТЗ;
  2. техническая поддержка — предусматривает обновление ядра ПО, внесение доработок в программу и внедрение новых пожеланий заказчика в ходе эксплуатации уже запущенной программы;
  3. системная профилактика — предполагает  работу со скрытыми и системными ошибками, которые мешают системе работать быстро и эффективно.

Подробнее о технической поддержке читайте в отдельной статье

Заключение 

Запуская готовое it-решение нужно предусматривать затраты на сайт не только при создании и запуске, но и в ходе его эксплуатации. Когда мы запускаем в работу готовое решение, мы ориентируемся на план создания сайта  и руководствуемся согласованным ТЗ, которое сами разрабатываем и согласовываем с заказчиком. На всех этапах работы над созданием сайта требуется контроль и оценка работы исполнителей, чтобы снизить риски, что проект двигается не туда. Это значительно сократит время на запуск и минимизирует количество ошибок и недоработок. 

Запуск коробочного решения предполагает с нашей стороны полный перенос на хостинг или сервер системы, настройку и гарантийное обслуживание. Кроме того мы предлагаем продолжение сотрудничества уже после ввода в эксплуатацию проекта по его развитию.

Хотите узнать больше о готовых решениях от Falcon Space? Ознакомьтесь с демо-версиями готовых решений.

Источник: https://falconspace.ru/blog/kak-zapuskaem-rabotu-gotovogo-resheniya--ot-postanovki-tz-do-realizacii