В настоящей публикации я решил обновить и расширить свои прежние пошаговые инструкции на тему того, как на практике оформлять отчеты в ОРД для рекламодателей, рекламных агентств и рекламораспространителей (блогеров) для исполнения закона о маркировке интернет-рекламы (статья 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ).
Это вызвано тем, что прошло уже достаточно времени. В различных ОРД, а именно ОРД Озон, ОРД ВК, ОРД Медиаскаут, ОРД Лаборатория разработки Сбер, Первый ОРД, ОРД-А, появились серьезные изменения, которые существенно повлияли на механизм выстраивания отчетности для различных рекламных цепочек. Например, из блока Акты был выделен блок Статистика, что существенно облегчило и упростило оформление, так называемой, вечной отчетности в ОРД и изменило процесс оформления актов в ОРД.
Давайте вместе разберемся, как построить свои отношения с ОРД Озон владельцам интернет-площадок, так как организация маркировки рекламы в ОРД при больших объемах трудоемкий процесс с вероятностью ошибок из-за человеческого фактора либо из-за недостаточности компетенции по данному вопросу. А также рассмотрим как происходит маркировка саморекламы в новом интерфейсе платформы ОРД Озон. Тем более, что маркированная реклама - это новая реальность с сентября 2022 года для всего интернет-сообщества от малых пабликов и блогеров до крупного бизнеса.
Важно понимать, что в договоре между контрагентами всегда необходимо закреплять, кто из контрагентов будет выполнять конкретные работы по отчетности в ОРД для всей связки Заказчик-Подрядчик. Иначе штрафы могут коснуться каждого контрагента по текущему договору, а не только того у кого был Доходный договор. Поэтому наличие договора между контрагентами, где четко прописано, кто и какие работы выполняет в ОРД, всегда лучше, чем работа просто по счету, счет-договору либо счету-оферте, где не в полной мере обозначены обязанности сторон по исполнению закона о маркировке рекламы.
Практически во всех, причем заказчиком для блогера может быть непосредственно Рекламодатель (РД) либо Посредник (ПСР) в лице рекламного агентства, биржи либо рекламной платформы. В принципе, все рекламные цепочки можно описать единой схемой, где РД переводит финансовые средства за размещение рекламно-информационных материалов (РИМ) в интернете на счет ПСР. Далее Посредник переводит средства непосредственно рекламораспространителю (РР) – владельцу интернет-площадки (сайта, соцсети, тг-кнала, ютуб-канала и т.д).
Если РД переводит деньги за размещение РИМ непосредственно РР, то ПСР в рекламной цепочке не присутствует:
Для того, чтобы избежать дублирования данных в ЕРИР, при оформлении отчетности в ОРД для каждой рекламной связки внутри рекламной цепочки надо принимать следующее:
Базовая схема, которая может быть интегрирована в любые кейсы с участием РР, где по договору рекламораспространитель должен заполнять отчетность в ОРД за связку Заказчик-РР:
Рекламораспространитель в обязательном порядке, когда к нему приходит Заказчик, должен узнать, является ли тот исходным Рекламодателем или Посредником при организации процесса оформлении рекламы в ОРД со своей стороны. На основании полученной информации для базовой схемы может присутствовать один из четырех сценариев, который потребуется оформить в ОРД.
Остановимся на каждом подробнее.
Изначально предположим, что между Рекламодателем и РР есть договор 100-10 от 20 октября на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года и дополнительным работам по договору (креатив и иные виды услуг). По окончании размещения РР (блогер) выставит для Рекламодателя бухгалтерский (бумажный акт) от 03 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору.
Сторонами была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между Рекламодатель-Рекламораспространитель возьмет на себя Рекламораспространитель (РР), в том числе РР получит токены в своем ОРД.
Важно следующее, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам.
Этапы отчетности для Первого сценария:
РР заполнит информацию о себе, поставит галочку Рекламораспространитель и прикрепит интернет-площадки, которые ему принадлежат.
Далее оформит данные по Рекламодателю:
Важно: прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом). В нашем случае, при короткой рекламной цепочке, Изначальный договор и договор РД-РР это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 100-10 от 20 октября 2023 года (он автоматически появится в меню поля при выборе)
Напомним, что за атрибутами маркировки (Реклама и Название рекламодателя) следит ФАС, а Роскомнадзор отслеживает наличие атрибута erid (токен) на РИМ и контролирует отчетность в ОРД.
Базовый вариант маркировки рекламного материала:
Как маркировать рекламу, а именно каким образом наносить атрибуты маркировки на различные форматы РИМ, можно посмотреть в моей публикации
Сначала для удобства следует оформить блок Статистика, в котором РР занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки – каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространителю):
Добавляем первую площадку - Ozon. Указываем количество показов, которые можно взять из систем аналитики платформы размещения (например из ленты ВК либо системы аналитики ВК) либо с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы, где был размещен рекламный материал. Этого будет достаточно.
Указываем точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.11.23 по 30.11.23, то указать надо именно его. Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 90 000 рублей, а площадки две, то мы смело указываем сумму для текущей площадки в размере 45 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке.
Стоимость единицы оказания услуг – 45 000 / 100 показов = 450 рублей либо укажите 45 000 рублей, так как мы платим блогеру за услугу - размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг . Всего услуга стоила 90 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2. Оба варианта вычисления Стоимости оказания услуг приемлемы:
Добавляем вторую площадку - dhprime. Здесь все аналогично описанному выше:
В итоге у нас получилось две строчки в блоке Статистика – каждая строчка для отдельной площадки размещения. Если бы у нас было два креатива и одна площадка, то также в блоке Статистика у нас было бы две строчки – каждая строчка для отдельного креатива, но на одной площадке. Если бы у нас было два креатива на двух площадках, то в блоке Статистика присутствовало бы четыре строчки. Это и есть разаллокация (детализация), которую требует Роскомнадзор при построении отчетности в ОРД.
Следующим шагом рассмотрим как заполнить блок Акты и оформить разаллокацию по Изначальному договору:
В блоке Акты блогер должен в верхней части занести атрибуты своего доходного бухгалтерского акта (номер, дату и сумму). Как указано в водной части, блогер выполнял не только услуги по размещению РИМ на своих площадках, но также изготавливал креативы и выполнял иные услуги по договору. Следовательно, в верхнем блоке (бухгалтерском блоке) должна быть указана вся сумма по договору по всем работам, а именно 110 000 рублей.
В нижнем блоке (блок разаллокации по Изначальному договору) блогер сначала выберет Изначальный договор (как указано выше, в нашем случае Изначальный договор и договор РД-РР это одно и тоже) укажет сумму 90 000 рублей, так как именно она была потрачена непосредственно на размещение рекламных материалов. Затем укажет НДС либо нет, а далее нажмет Сохранить. В итоге, в интерфейсе появится карандашик в столбце Количество креативов, при нажатии на который, откроется блок Статистика, где можно выбрать наш креатив, который был размещен на двух площадках:
В итоге, Рекламораспространитель оформил все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РР по первому сценарию. Рекламодателю ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнил РР (рекламораспространитель)
Сторонами была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между Рекламодатель-Рекламораспространитель возьмет на себя Рекламораспространитель (РР), но ответственность получить токены в своем ОРД возьмет на себя Рекламодатель.
Поэтому блогер повторит своими действиями Первый сценарий, кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики.
В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского бумажного акта либо чека из Мой Налог, если РР физлицо в статусе самозанятого и стороны работают без договора. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору БЕЗ добавления данных по креативам, т.е. в стобике Количество креативов должен фигурировать 0 и на карандашик нажимать не требуется.
В итоге, РД и РР совместными усилиями каждый в своем ОРД исполнили всю необходимую отчетность, которую требовал от них Роскомнадзор, чтобы полностью был произведен отчет в ОРД за текущую рекламную связку (договор) между РД и РР.
В данном случае блогер отчасти повторит Первый сценарий, но теперь в ОРД его договор с заказчиком Посредник-РР и понятие Изначальный договор это уже две разные сущности. Изначальным договором теперь будет считаться договор между РД и Посредником, так как именно Посредник (рекламное агентство, биржа, рекламная платформа Яндекс Директ либо рекламна яплатформа ВК реклама) теперь будет являться Контрагентом №1 для Рекламодателя, а не РР, в отличие от короткой цепочки РД-РР по первому и второму сценарию.
Сторонами была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между Посредник-Рекламораспространитель возьмет на себя Рекламораспространитель (РР), в том числе РР получит токены в своем ОРД.
Этапы отчетности для Третьего сценария:
Также блогер должен занести в ОРД данные об исходном Рекламодателе. Пусть это будет Рекламодатель Карась. Все данные по исходному рекламодателю и атрибуты Изначального договора между Рекламодателем Карась - Агентством Кобра он должен получить от рекламного агентства. Причем факт предоставления данной информации должен быть закреплен в договоре между Агентством Кобра - РР, иначе РР нужно отказаться от сотрудничества с рекламным агентством, так как РР не сможет в данном случае выполнить со своей стороны отчетность в своем ОРД, что приведет к штрафам со стороны Роскомнадзора.
Итак, для третьего сценария используется следующая рекламная цепочка: Рекламодатель Карась - Агентство Кобра - РР (рекламораспространитель-блогер).
Также РР должен в ОРД зарегистрировать договор между Рекламодателем Карась - Агентством Кобра:
Сначала для удобства следует оформить блок Статистика, где блогер (РР) занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки – каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространитель).
Для площадки Ozon
:
Для площадки dhprime:
Распределение сумм аналогично, как было описано в Первом сценарии.
Теперь блогеру (РР) требуется оформить блок Акты для Третьего сценария:
Нажимаем Сохранить. Появляется карандашик в столбце Количество креативов. Нажимаем карандашик и попадаем в блок Статистика, где выбираем наши креативы с площадками:
В итоге, Рекламораспространитель оформил все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки Посредник-Рекламораспространитель по первому сценарию. Посреднику (в нашем случае Агентство Кобра) ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по текущей сделке (договору) Посредник-Рекламораспространитель полностью выполнил РР (рекламораспространитель).
Сторонами была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между Посредник-Рекламораспространитель возьмет на себя Рекламораспространитель (РР), но ответственность получить токены в своем ОРД возьмет на себя Посредник.
Поэтому блогер повторит своими действиями Третий сценарий, но кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики.
В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского бумажного акта либо чека из Мой Налог, если РР физлицо в статусе самозанятого, и стороны работают без договора. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору (Рекламодатель Карась - Агентство Кобра) без добавления данных по креативам:
В итоге, Посредник и Рекламораспространитель совместными усилиями каждый в своем ОРД исполнили всю необходимую отчетность, которую требовал от них Роскомнадзор, чтобы полностью был произведен отчет в ОРД за текущую рекламную связку (договор) между Посредник и РР.
Мы рассмотрели четыре сценария в которых обозначили, что должен делать РР (рекламораспространитель) при исполнении закона о маркировке рекламы и оформлении отчетности в ОРД
Однако есть еще один нестандартный сценарий, а именно сценарий, связанный с оформлением саморекламы для Рекламораспространителей.
Самореклама – это условно абстрактный термин, который не описан в законе о рекламе. Так называют РИМ различного формата, который размещается владельцами интернет-площадок на своих интернет-ресурсах и содержит информацию о своих товарах, услугах и мероприятиях. По сути, самореклама – это так называемые «отдельные случаи», о которых ФАС упоминает в своих методичках и ответах на многочисленные запросы от пользователей интернета.
С точки зрения офомления отчетности в ОРД, самореклама подразумевает договор РР с самим собой, где будут указаны нулевые суммы размещения и движение финансовых средств не происходит. В новом интерфейсе Озон ОРД самореклама оформляется без занесения договора в ОРД особым образом только через блок Креативы и Статистика:
Далее, после размещения требуется оформить отчетность о саморекламе в блоке Статистика и больше нигде, что очень удобно. Ранее приходилось также создавать акт с нулевыми суммами и нулевой разаллокацией в блоке Акты:
Надеюсь, что подготовленные пошаговые инструкции для заполнения отчетов в ОРД будут полезны для вас при исполнении закона о маркировке рекламы.
В моем YouTube и Telegram вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы и оформлению отчетности в ОРД, а также получить персональные консультации по вашим кейсам
Рекомендации по моим публикациям на тему маркировки рекламы: