Выбор локации для бизнеса всегда был сложной задачей. Хотя предприниматели и могли использовать некоторые реальные данные, такие как подсчет пешеходного потока или покупка специализированной информации, этот процесс требовал значительных усилий и времени. Более того, интерпретация этих данных часто оставалась неполной или субъективной.
Сейчас все изменилось. С помощью геоаналитики предприниматели могут без проблем подобрать идеальную точку для любого бизнеса. А еще вполне реально даже выбрать наилучший тип бизнеса, который будет максимально востребованным в конкретной локации. В этом материале расскажем, как это возможно, и рассмотрим, какие именно бизнесы подходят для некоторых точек, доступных для аренды и покупки на Циане.
Геоаналитика — это процесс изучения больших данных, которые привязаны к конкретным областям на карте. Каждый человек ежедневно генерирует десятки и даже сотни пакетов такой информации. К примеру, когда делает покупки в супермаркете возле дома, заказывает доставку суши, оплачивает покупки в интернете или даже просто едет на работу.
Телеком-операторы, интернет-провайдеры, банковские учреждения, бюро кредитных услуг и другие системы сохраняют такие данные, агрегируют и анонимизируют их и делают доступными для детальной аналитики без привязки к конкретным лицам.
Затем все доступные данные присваиваются определённым координатам на карте города - Platforma умеет работать как с уже с привычным квадратами 500х500 метров, так и в непрерывном геопространстве. Аналитики могут посмотреть, какое количество людей покупает определенные типы товаров, сколько денег в сумме они тратят, какие бизнесы уже открыты и какая целевая аудитория там есть.
Но это не все. Наши аналитики проводят детальное исследование и с помощью машинного обучения и алгоритмов искусственного интеллекта находят бизнес-закономерности и паттерны для каждого конкретного квадрата. И результаты иногда получаются крайне неожиданными.
Благодаря большим данным с помощью геоаналитики можно не только искать хорошую локацию для определенного вида бизнеса, но и оценивать конкретную точку. Это будет полезно, к примеру, для владельцев торговых площадей, которые сразу могут рассылать адресные предложения предпринимателям, подкрепляя их детальной аналитикой предполагаемой прибыльности бизнеса.
Даже больше — геоаналитику могут использовать застройщики, чтобы оценить прибыльность, к примеру, торгового центра, который находится еще на стадии планирования. Мы можем заранее рассчитать, какие именно бизнесы лучше всего подойдут для локации и сколько выручки примерно смогут генерировать, исходя из возможностей и потребностей аудитории.
Еще десять лет назад бизнес преимущественно искал локации для новых точек по-старинке — приходилось просто наблюдать. Предприниматель мог оценить проходимость локации, наличие прямых или косвенных конкурентов в регионе, но даже с демографией аудитории можно было сильно промахнуться — обычное наблюдение не дает достаточно данных для оценки.
По нашим данным, примерно 50% владельцев оффлайн-бизнесов в российских крупных городах утверждают, что хотя бы раз переоценивали перспективность конкретной локации и либо теряли инвестиции, либо их возврат и выход на доходность занимали значительно больше времени, чем планировалось.
Геоаналитика решает две основные задачи предпринимателя, который хочет открыть бизнес в новой локации:
На подготовку к выбору локации бизнес обычно тратит от двух недель до двух месяцев. И все равно остается большой риск, что локация окажется провальной. Геоаналитика может предоставить все данные за две минуты, а точность прогнозов при этом на порядок выше.
Адрес: Москва, СВАО, р-н Лосиноостровский, ул. Коминтерна, 15.
Площадь: 200 м².
Стоимость аренды: 300 000 ₽/мес.
Есть ли смысл открывать аптеку в данной точке? Давайте узнаем.
Математическая модель показывает, что в данной локации аптека будет успешнее, чем в среднем по городу с прогнозной выручкой 7,6 млн рублей против 7,25 млн. Из нескольких сотен проанализированных факторов наибольший положительный вклад в прогноз внесли общие расходы местных жителей на алкоголь и табак. Связь этого фактора с прогнозом не прямая и может быть обусловлена другими факторами, например, плотностью населения в данном районе. Второй по важности фактор — количество клиентов салонов красоты в выбранной локации. Также достаточно значимым критерием оказалось присутствие в данной локации потребителей со средним доходом
Среди факторов, отрицательно влияющих на наш прогноз, на первом месте оказалось малое количество конкурентов – в анализируемой локации работает всего одна аптека. Вероятно, у потребителей пока просто нет привычки искать лекарства в данном районе. Также негативный вклад в прогноз внесло число клиентов кафе и отсутствие банков в проанализированной области.
Такой набор признаков максимально нетипичен для успешного аптечного бизнеса в заданной зоне, поэтому данную локацию можно считать неочевидной.
Для сравнения рассмотрим прогноз выручки при открытии кафе в этой же локации.
На графике отчетливо видно, насколько негативные факторы перевешивают позитивные и насколько прогнозная выручка для этой локации ниже средней – 3,8 млн рублей против 5,7 млн. Неожиданно, но именно отсутствие конкурентов “съело” большую часть прогнозной выручки – потребители не ищут здесь кафе, вероятно, оно им тут не нужно. Также в этом районе не тратят на одежду, ювелирные изделия и детские товары, а шоппинг нередко идет рука об руку с посещением кафе и ресторанов.
Таким образом, можно говорить о том, что в исследуемой локации аптека имеет куда больше шансов на успех, чем предприятие общепита.
Адрес: Татарстан респ., Казань, р-н Советский, мкр. Дербышки, ул. Правды, 6, 18 м², 17 100 ₽/мес.
Площадь: 18 м².
Стоимость аренды: 17 000 ₽/мес.
Рассмотрим для этого адреса также два варианта – открытие аптеки и небольшого кафе.
Как видно на графике, аптека в данной локации много выручки не принесет – ее прогнозный оборот, согласно данным нашей математической модели, около 6,2 млн рублей против почти 7,3 млн в среднем по городу. Наибольший отрицательный вклад в прогноз внесло небольшое число клиентов кафе и покупателей алкомаркетов. Также отрицательно на потенциальной выручке сказалось отсутствие банков в локации.
К сожалению, кафе в данной локации тоже не обещает быть достаточно успешным – его прогнозная выручка составляет 4,4 млн рублей против 5,8 млн в среднем по городу. Количество конкурентов в локации (3 с учетом нашей точки) сильнее всего отрицательно повлияло на прогноз. Отсутствие покупок одежды, детских товаров, трат в салонах красоты, а также зоомагазинах также негативно повлияли на вероятность эффективности бизнеса в данном районе.
Используя классические способы поиска новых локаций для открытия бизнеса, предприниматели сильно рискуют. Но если раньше альтернатив просто не было, то сейчас есть геоаналитика.
С помощью Big Data и алгоритмов машинного обучения аналитики способны находить глубокие и неожиданные бизнес-инсайты, которые нереально обнаружить даже опытному предпринимателю, запустившему сотню бизнесов. Предпринимателю больше не нужно рисковать инвестициями — он уже видит локации, где новое предприятие обречено на успех. Даже если точка максимально неочевидная.