Что я больше всего ненавижу в подкастах

2023-05-31 12:53:24 Время чтения 5 мин 1487

Аня Салова, СЕО подкаст-студии Толк

20 апреля в Берлине прошел крупнейший подкаст-саммит Германии ALL EARS 2023, на котором Spotify собрал весь свет немецкоязычного подкастинга, а мы имели радость пообщаться с крупнейшими представителями рынка, обменяться опытом и даже наметить совместные проекты. Сегодня начнем рассказывать о самых интересных инсайтах от амбассадоров западной подкаст-индустрии. 

Это был настоящий праздник — красочный, вдохновляющий, с участием экспертов, энтузиастов и звёзд немецкоязычного подкастинга. 1800 гостей и представителей медиа, 6 сцен и более 40 спикеров говорили о перспективах подкаст-индустрии в ближайшем будущем: обсуждали тренды, стратегии продвижения для брендов, монетизацию для авторов и много другое. 

Мы с командой подготовили серию материалов по итогам заслуживающих внимания выступлений, которую я открою киноутом Саруул Краузе-Йенч (Saruul Krause-Jentsch), главы направления подкастов в Spotify на немецкоговорящих рынках (Германия,  Австрия, Швейцария). Саруул выступила с остроумной речью: «10 вещей, которые я ненавижу в подкастах», в которой элегантно приоткрыла планы Spotify и обозначила стандарты для всей подкаст-индустрии на ближайшее будущее. Делюсь самыми важными пойнтами: 

Отсутствие обратной связи

Подкастеры получают ничтожный процент фидбека от аудитории по сравнению с общим количеством прослушиваний. Конечно, это не совсем актуально для подкастеров с развитыми комьюнити в социальных сетях, но начинающие авторы и те, кто принципиально не хочет вести соцсети, почти не получают обратную связь от слушателей из-за текущей архитектуры подкаст-платформ. Spotify начали решать эту задачу, добавив Q&A секцию для каждого эпизода.

Подкастеры игнорируют видео

Не секрет, что рилзы и тиктоки с видеоверсиями подкастов в разы увеличивают охваты и прослушивания. Spotify хочет, чтобы подкастеры производили больше видеоконтента для платформы и тем самым переманивали аудиторию из TikTok.

Качество аналитики

Основная боль профессионального подкастера — непонимание поведения своей аудитории: чем она интересуется, почему одни выпуски слушают больше, а другие меньше. Мы любили RSS за доступность и открытость, но разрозненные данные, которые может собрать хостинг, уступают даже самой простой аналитике сайтов, что, конечно, уже не может удовлетворять запрос студий и больших независимых авторов. Тут Spotify готовит что-то грандиозное, скоро расскажем подробности.

Промокоды

Саруул не любит промокоды — это сложно и долго, на каждом этапе процесса что-то может пойти не так: юзер потеряется, введёт не то и не там. По этой причине платформа вводит кликабельную рекламу: теперь прямо во время прослушивания юзер увидит всплывающий баннер и сможет по тапу перейти на страницу рекламодателя/совершить покупку или другое целевое действие. 

Гендерная диспропорция

Большинство подкастеров — мужчины (вот это сюрприз). На немецкоязычном рынке мужчин-авторов в 2 раза больше, чем женщин. Про Россию, кажется, точных данных нет, но приятно, что самыми крупными подкаст-студиями руководят женщины, а студийные подкасты Толка ведут почти одни девчонки. 

Маленькая аудитория

Согласно данным Spotify, подкасты слушает 30% немцев, а радио все 90%. При этом 1/3 всех прослушиваний подкастов приходится на топ-10 шоу. В России же, согласно данным Яндекс.Музыки за 2022 год, аудитория подкастов составляет всего 10% (16 млн человек). Хорошая новость в том, что с каждым годом аудитория в России растёт, а будет ли она увеличиваться дальше — зависит от нас и других подкаст-студий. 

По итогам выступления стало ясно, что хоронить подкасты, как это пытаются сделать каждый год, ещё рано, тем более на российском рынке. В 2022 году ставку на подкасты делают не только большие игроки: ВКонтакте и Звук, но даже Первый канал запустил лабораторию подкастов (что бы это ни значило). 

Индустрия расширяется и становится всё технологичнее. Spotify планирует сделать сбор статистики и аналитику более продвинутой и точной, и наверняка конкуренты платформы последуют её примеру. Но в погоне за желанием угодить слушателю важно не убить то, за что подкасты любят миллионы, —  искренность.