SEO-продвижение интернет-магазина в 2024 году: методы, секреты, личный опыт

2024-01-16 19:24:37 Время чтения 20 мин 387

Как поднять продажи интернет-магазина с 50 000 руб. до 300 000 руб. и добиться роста ежемесячной посещаемости свыше 3000 чел. с помощью SEO-оптимизации?

Подробный разбор на реальных примерах. Cначала остановимся на том, что дал аудит сайтов, затем расскажу про внутреннюю и внешнюю оптимизацию, про SEO карточек товаров и в процессе раскрою некоторые секреты SEO-оптимизации интернет-магазинов.

Чтобы не быть голословной в плане успешности проектов, сразу обозначим результаты проведенной нами работы, а потом перейдем к разбору методов SEO-продвижения.

Мы рассмотрим два кейса. Это два интернет-магазина: сеть электротехнических товаров «Электросфера» и магазин обуви «Танго». Один из них за год продвижения вырос с 50 000 руб. продаж до 300 000 руб., а второй за восемь месяцев поднял выручку с 230 000 руб. до 809 000 руб. — это только трафик с Яндекса.

Меня зовут Софья Гаева, я владелец веб-студии «Сеослон» и маркетолог. Суть моего бизнеса — давать заявки клиентам.

Результаты роста выручки представлены только с онлайн-продаж, так как данных о том, сколько людей после просмотра сайта пришло офлайн нет. В принципе, мы такой задачи перед собой и не ставили.

Оба проекта имеют магазины офлайн: сеть магазинов электротехнических товаров «Электросфера» — два в своем городе и магазин обуви «Танго» — три торговые точки. В основном у них работал оффлайн-трафик, но они были недовольны объемом офлайн-продаж.

Оба кейса представлены на системе управления Bitrix — это совпадение, однако все рекомендации применимы и для других платформ.

Чего хотел клиент? Как и все — денег! Чтобы на сайт заходили люди, покупали с сайта, а также хотели повысить поток клиентов в оффлайн-магазин после просмотра сайта.

Что мы получили в результате аудита интернет-магазинов?

Любое продвижение начинается с аудита сайта. На этом этапе мы смотрим в каком состоянии на данный момент находится интернет-ресурс.

Была какая-то странная ситуация с индексацией в проекте «Танго». Посмотрите на скриншот: количество страниц на сайте было 5025, а количество проиндексированных страниц в Яндекс — 31 014, а в Google — 13 000. Это значит присутствие большого количества дублей (мусорных) страниц, которых быть не должно.

Пояснение: Что значит проиндексированные страницы? Чтобы Яндекс и Google видели ваш сайт, чтобы он, в принципе, начал для них показываться, они должны его скачать в свою базу. То есть, Яндекс и Google обладают некой копией интернета и из этой копии они показывают сайты в результате выдачи.

Были ошибки в оптимизации Sitemap. Sitemap — это карта сайта, такой технический инструмент для поисковика, где есть список страниц, по которым нужно поисковику пройти для того, чтобы их скачать. Sitemap в проекте «Танго» был заполнен с ошибками, что значительно снижало попадание сайта в индекс и затрудняло работу поисковых роботов Яндекс и Google. Также дублировалась главная страница.

Скорость загрузки сайта была высокая для мобильных устройств, но низкая для компьютерной версии. Ситуация нестандартная, обычно бывает наоборот.

Ссылочный профиль, можно сказать, отсутствовал. Ссылок на проекте практически не было.

Почти аналогичная ситуация для другого магазина «Электросфера», индексации также практически не было.

На сайте было больше 29 000 страниц, из них в Google правильно индексировано 654. Что это значит? Google распознал не все страницы и соответственно они не были проиндексированы. В итоге люди не всегда могли попадать на сайт с результатов поиска.

Были ошибки в работе robots. Не настроены редиректы с www и без www. Скорость загрузки была более стандартная, которую мы видим на многих проектах: когда сайт практически не грузится на мобильной версии и более-менее на десктоп. Были ошибки микроразметки.

Другие ошибки также присутствовали, но я перечислила основные, которые мы чаще всего встречаем при продвижении любых сайтов.

Что мы сделали для внутренней и внешней оптимизации.

В процессе внутренней оптимизации устраняются проблемы непосредственно внутри сайта.

Итак, мы сделали аудит, собрались семантику, прописали метатеги Title и Description, сформировали новый Sitemap, исправили файл Robots.txt (провели корректировку внутренней перелинковки), ускорили работу сайта, исправили проблемы со страницей 404.

Список работ по внутренней и внешней оптимизации вы можете увидеть на следующем рисунке.

Один из пунктов внешней оптимизации — покупка ссылок. Зачем нужны ссылки с других ресурсов? Для лучшего понимания проведем аналогию. Допустим, вы ищете специалиста для поклейки обоев: звоните друзьям, знакомым, родственникам с просьбой порекомендовать того, в чьем мастерстве они уверены. Один, второй и третий советует обратиться к некоему Васе. Это значит мастер Вася получил рекомендацию. Тоже самое с сайтами. Ссылки — это положительные рекомендации. Если множество ресурсов рекомендуют ваш сайт, то он поднимается в рейтинге и в результатах поиска.

Итак, есть три способа продвинуть сайт с помощью внешних ссылок: с форумов, каталогов, с посевов в социальных сетях. Рассмотрим каждый способ отдельно.

Размещение ссылок в каталогах

Вы, наверное, сталкивались с таким, что на различных платформах фриланса предлагают прогнать ваш сайт по тысяче каталогов за 960 руб. или что-то вроде этого. Некоторые клиенты у меня спрашивают: Действительно ли это работает? Я отвечаю так: Если вы хотите попрощаться со своим сайтом и окончательно его потерять, то прогоняйте!

Размещение в каталогах действительно работает, если этим инструментом не злоупотреблять. Софья Гаева

Достаточно каждый месяц добавлять по 5-10 ссылок в каталоги, это будет работать. Постепенное наращивание ссылочной массы и постепенный рост ваших позиций дает неплохой эффект. Какие здесь нюансы, чисто технические?

Небольшой лайфхак: Я бы не советовала, если вы маркетолог или владелец бизнеса, самому регистрироваться в каталогах. Лучше это делегировать узкопрофильному фрилансеру, у которого есть база каталогов. Это стоит недорого!

Размещение ссылок в соцсетях

Чтобы сделать ссылочную массу естественной, желательно размещать ссылки на ваш интернет-магазин из разных источников: как сайтов, так и соцсетей.

Мы обычно докупаем примерно 10-20% ссылок из соцсетей. Хочу заранее предупредить: по этим ссылкам не придут покупать ваш товар, по ним не придут клиенты. Это делается только для поисковиков.

Размещение ссылок на форумах

Выбираете тематические форумы, где общается ваша аудитория: мамочки, автолюбители и тд. На форумах часто просят совета. Например, какие туфли купить, какой детский сад выбрать для ребенка, где купить электронику и тд. Подставной человек от вас отвечает: есть вот такой сайт и дает ссылку.

Небольшой лайфхак: не рекомендую делать это самостоятельно! Почему? Процесс занимает очень много времени и ресурсов: вам нужно найти тематический форум, зарегистрироваться, и прежде чем оставить первую ссылочку нужно раскрутить свой аккаунт, иначе вас могут заблокировать. Лучше найти узкоспециализированного субподрядчика, в портфеле которого есть раскрученные аккаунты, тогда ссылки будут естественно вписываться в среду форумов.

Какие ссылки лучше оставлять? Немного с ключевыми словами, вот как на примере каталог кроссовок.

И большую часть просто ссылка: тут, здесь или ссылка на сайт — это выглядит более естественно.

Неочевидные категории и карточки товара

Как с этим работать? Для начала, как бы странно это не прозвучало, необходимо наличие карточек товара. За 10 лет работы я видела многое, в том числе сайты, где карточек товара просто нет или они подаются списком. Это глобальная ошибка для SEO!

Также для карточек товаров нужно прописать Title и Description. Сделать качественное фото и описание.

По фотографиям всегда возникает очень много вопросов. Какая должна быть фотография напрямую зависит от направленности вашего интернет-магазина. Есть такие проекты, например, связанные с косметикой, одеждой — в целом с красотой. Там очень важно уделить внимание деталям и дизайну, можно оформить какими-то дополнительными художественными элементами. Но, если это магазин запчастей, то нет никакого смысла фотографировать каждую гайку, тем более что она идет под каким-то уникальным номером и заказчик изначально знает, что ему нужно. Есть такие проекты, где фото можно взять у поставщика. Это нормально! В этом процессе главное не сойти с ума, потратив огромные деньги на фотосъемку многотысячного каталога товаров.

К описанию товара тоже нужно подходить гибко. Иногда нет смысла писать точное описание на каждую карточку из тысячного ассортимента. Если это какой-то мелкий товар, то можно просто прописать технические характеристики: длина, ширина. То есть, сделать акцент на ключевых критериях, по которым выбирают этот товар.

Но бывают исключения. Приведу пример из личного опыта. Я недавно покупала самокат в М.Видео. Мне очень понравилась их карточка товара, где были прописаны преимущества и наглядно продемонстрированы фотографией. Например, что самокат помещается в багажник автомобиля. Этим они полностью закрыли все мои возражения. Возможно я догадалась бы сама, прочитав технические характеристики и сравнив длину/ширину самоката с размером багажника. Но они мне показали фото, и я положила товар в корзину.

Конечно, это очень большая работа. Чаще всего достаточно прописать преимущества на нескольких товарах. Необходимо опираться на некоторые моменты: насколько вы готовы заниматься своим проектом, насколько маржинальный товар и окупятся ли вложенную усилия. Все эти критерии зависят от конкретного бизнеса.

Как прописать Title для миллиона карточек товара. Я вам даю пример шаблона, как это делаем мы. Можете просто подставлять свои данные.

«Название товара», купить в «городе» в «название интернет-магазина» — прописывается скриптом. Всё делается автоматически. Вы один раз составляете предложение, и оно автоматически будет подставляться в название.

Следующий пример для Description. На рисунке представлен шаблон, который себя хорошо показал.

Вы также можете подставлять свои значения и применять для своих карточек товаров.

Страницы из фильтра. Как сделать много страниц из фильтра для категории товаров.

Посадочные страницы — это те страницы, на которые переходят с результатов поиска.

Чтобы получить много таких страниц мы используем инструменты, представленные на следующем рисунке.

Первый — АSEO будет немного дешевле, второй — «SEO умного фильтра» подороже. В своих проектах мы используем чаще всего «SEO умного фильтра», так как у него больше функционала. Но, в принципе, первый тоже хорошо. Первые два — из маркетплейса Bitrix, последний из представленных — Opencart. Сервисов, которые предоставляют данные услуги, на самом деле очень много, но в рамках данной статьи мы рассмотрим три.

Из фильтра создается отдельная страница. Например, на следующем рисунке представлен фильтр электротехнических товаров категории пув. Если человек ищет категорию данного кабеля, то попадает на эту страницу.

Если вы пропишете Title и Description для карточек товаров, то у вас будет больше шансов выйти в топ.

Сначала заполняем шаблон, после этого вручную проверяем на нескольких основных страницах. Бывает, что клиент сам указывает на какие-то более маржинальные товары, которые ему интереснее всего продвигать. Может потребуется немного подкорректировать данные вручную.

ASEO умного фильтра — способ более расширенный. Фильтр создаётся у нас в виде дополнительной страницы. Пример на следующем рисунке. Клиент продает куртки, эти куртки разделили по направлениям.

Как вы видите на примере, из этих направлений создались отдельные страницы.

Что мы в итоге получили от SEO-оптимизации по двум проектам.

По кейсу «Танго»: было — 21% запросов в топе, стало — 43%. Например, «обувь балдинини»: раньше по запросу вообще ничего не было, а сейчас появилась страница категории, страницы фильтра — обувь плюс марка. Пошел трафик по запросам: зимние, весенние, синие сапоги. Также появились в результате поиска сапоги по цветам и по разным моделям. Там, где прочерк — это значит ничего не было. То есть больше 100 позиций стало в результатах поиска. Посещаемость выросла на 3 750 в месяц.

Это с учетом того, что мы показываем только онлайн-продажи. Понятно, что обувь такой продукт, когда хочется посмотреть на сайте, а потом прийти, померить и выбрать модель. Рост оффлайн-продаж мы не замеряли. Рост онлайн-продаж показан на рисунке ниже.

По кейсу магазина «Электросфера» также прослеживается рост позиций в Яндексе: было — 1%, стало — 52% запросов в топе.

Выводы.

В итоге, на что нужно сделать акцент при SEO-продвижении интернет-магазинов:

  1. Обратите внимание на низкочастотные запросы карточек товаров и категорий фильтров.
  2. Используйте инструменты создания страниц для фильтров.
  3. Составьте заголовки и описания мета-тегов карточек товара по моему шаблону.