Рассказывает Вилия Ахметгараева, младший CRM-маркетолог.
О каналах коммуникации есть разные мнения и не все из них положительные: емейл-рассылки никто не читает, СМС — бесполезная трата денег, а сообщения в мессенджерах приравниваются к спаму. По опыту работы агентства, каждый способ связи приносит результат, если его применять для подходящих задач.
В статье я собрала результаты работы агентства, которые показывают, для каких целей эффективен каждый канал коммуникации и как их совмещать друг с другом.
Чтобы выбрать подходящий канал коммуникации, мы обсуждаем ожидаемый результат, цель рассылки, учитываем аудиторию и считаем бюджет кампании. Ниже опишу, какие особенности, задачи и сферы применения разных способов связи мы обнаружили на своем опыте.
Письма подходят, чтобы поделиться с аудиторией большим объёмом информации: в них можно использовать видео, изображения, кнопки,а количество символов не ограничено — главное учитывать вес сообщения. Например, Gmail обрезает то, что превышает 102 Кб и добавляет ссылку на полную версию письма. С помощью емейл-рассылок можно рассказать об успешных проектах, новых продуктах или сделать персональное предложение с подборкой товаров.
За счёт этого емейл-рассылка помогает подготовить людей к покупке там, где они долго принимают решение. Например, в сфере Edtech письма расскажут о программе обучения и преподавателях, поделятся полезной информацией по теме курса и подтолкнут к приобретению сезонной скидкой. Таким образом, у клиентов формируется доверие к бренду, поэтому решиться на покупку проще.
Преимущества:
Недостатки:
Мессенджеры подходят для B2C-сегмента: люди привыкли использовать WhatsApp, Telegram и Viber для личных переписок, поэтому им удобно общаться в них с брендом. В мессенджерах можно напомнить о записи, отправить статус заказа, рассказать об акциях, сделать персональное предложение или собрать обратную связь.
Мы постоянно работаем с этими каналами коммуникаций. Например, мы готовили WhatsApp-рассылки для интернет-магазина «Здоровый позвоночник». Владельцы хотели протестировать новый для них канал коммуникаций и с его помощью увеличить повторные продажи среди малоактивной аудитории. В итоге средний чек был в два раза больше ожидаемого, а открываемость сообщений — в четыре раза выше, чем в емейл-рассылках.
Преимущества:
Недостаток рассылок в мессенджерах в том, что текст сообщения должен быть коротким, чтобы его дочитали — до 500, а лучше до 350 символов.
Мобильные пуш-уведомления — сообщения в верхней шторке смартфона. Они подойдут тем, у кого есть приложение. Ими можно проинформировать о распродаже, уведомить о статусе доставки или напомнить вернуться к покупкам.
Существуют автоматические пуш-уведомления, которые приходят после конкретных действий или событий — триггеров. Например, можно настроить триггеры так, чтобы подарить клиентам бонусы в день рождения. Или когда новый пользователь скачал приложение, но ничего не купил в течение недели — отправить пуш-уведомление с промокодом на скидку.
Наша команда работала над проектом для сети магазинов спортивных товаров, название которого я не могу сказать из-за договора о неразглашении. Мы разделили аудиторию по сегментам, для каждого написали сценарий коммуникации и использовали пуш-уведомления во время распродажи. В результате мы привлекли 30% новых клиентов из стороннего приложения на сайт магазина.
Преимущества:
Недостаток пушей в том, что им приходится конкурировать за экранное время с другими приложениями и социальными сетями. Если человек хочет посмотреть милых котиков после работы, он может смахнуть все пуш-уведомления сразу.
Чат-боты заменяют общение с сотрудниками компаний: отвечают на популярные вопросы клиентов, принимают заказы, собирают обратную связь, регистрируют на вебинары. Например, мы внедрили в компании «Чистовье» чат-бота, который закрывает 30% запросов без участия операторов. Как итог, количество диалогов без ответа сократилось до одного-двух в месяц. Тем самым мы упростили работу менеджеров.
Вообще, возможности этого канала коммуникации зависят от того, на что хватит фантазии. Например, однажды мы за 8 часов создали чат-бота, чтобы провести честный розыгрыш и автоматически проверить участников — выполнили они условия или нет. Спойлер: с помощью чат-бота мы привели новых подписчиков в Telegram-канал.
Преимущества:
Недостатки:
СМС подходят для уведомлений тогда, когда их невозможно заменить на онлайн-оповещения: нет приложения, клиенты не используют мессенджеры, а почта не подходит для решения таких задач.
По СМС можно отправлять коды и одноразовые пароли, сообщения о статусе заказа, напоминания, информацию о скидках с ссылкой на подробности.
Преимущества:
Недостатки:
В каждом случае мы выбираем каналы коммуникации, которые лучше решат конкретную бизнес-задачу, например, мы чаще используем емейл-рассылки. Ограничиваться каким-то одним каналом не стоит, дальше я расскажу зачем и как совмещать несколько способов коммуникации.
У одного клиента в смартфоне нет места для приложения, другой не готов скачать Telegram только ради чат-бота, третий несколько лет не заходил на почту. Каждый человек привык к конкретным способам коммуникации, если использовать только один канал, часть аудитории просто не будет коммуницировать с компанией.
Есть два способа организовать работу нескольких каналов коммуникации одновременно: мультиканальность и омниканальность. В этом разделе расскажу, в чём разница и для чего подходит каждый вариант.
Мультиканальность — когда у компании несколько каналов коммуникации, которые существуют отдельно. Например, у нашего агентства две рассылки, которые не зависят друг от друга: электронные письма с дайджестом, где мы делимся опытом и идеями для развития бизнеса, и Telegram-бот с мероприятиями IT-Agency.
В такой системе у каждого канала свои задачи, контент и статистика активности. Поэтому нужно прикладывать дополнительные усилия, чтобы стратегия продвижения каждого канала и общая маркетинговая стратегия компании подчинялись одной цели. Соответственно и ресурсов для поддержания всех способов связи нужно больше, чем для омниканальности.
Мультиканальность помогает охватить широкую публику и даёт человеку возможность выбрать удобный канал коммуникации. Но каждый контакт компании с клиентом будет, как первый: без учёта предыдущих сообщений и истории покупок. То есть если клиент сначала вёл переписку в Telegram, потом ответил на СМС, а покупку сделал офлайн, в воронке он будет в трех разных местах. Из-за этого работа с базой несистемная, а подход к клиентам не индивидуальный. Так что мультиканальность лучше использовать, чтобы привлечь новую аудиторию, а для персональных предложений больше подходит омниканальность.
Представьте себе маленький бизнес, в котором владелец — единственный сотрудник компании. Он лично знает всех посетителей: когда они приходят, что покупают и где им удобнее общаться. Если постоянный покупатель вдруг перестанет приходить, владелец это заметит и напишет ему — спросит, всё ли в порядке, и предложит скидку на пирожные, которые тот обычно брал. Такого же общения с клиентами в компаниях любого масштаба позволяет добиться омниканальность.
Омниканальность — это система, которая объединяет разные каналы коммуникации для непрерывного и бесшовного взаимодействия клиента с брендом. Например, мы сделали рассылку в которой объединили WhatsApp и емейл для завода «РУ-Техника». В емейл письмах была кнопка, когда заинтересованные клиенты переходили по ней в чат бот, диалог автоматически продолжался в мессенджере WhatsApp. Менеджеры общались только с горячими клиентами и, в итоге, составили КП больше чем на 20 миллионов, а проект окупился еще до завершения.
Внедрить такую стратегию непросто, но взамен она открывает дополнительные возможности. Ниже перечислила некоторые из них.
Сохранять информацию о клиентах. Каждое сообщение и покупка человека автоматически попадает в базу, с которой могут работать сотрудники. Например, можно проанализировать покупки клиента: если человек обычно покупает товары для футбола, ему можно предложить бутсы из новой коллекции.
Делать персональные предложения. На основе анализа истории покупок, среднего чека, частоты посещений и других параметров можно рекомендовать товары клиенту. Например, предложить скидку на кисти тем, кто приобрел краски. Тем самым у аудитории формируется доверие к бренду, а компания получает возможность повысить конверсию.
Экономить бюджет. Как я говорила выше, СМС — самый дорогой вид коммуникации с клиентом, поэтому отправляйте их только тем, кто не использует другие каналы связи: не скачал приложение и не указал электронную почту.
Увеличивать количество откликов. При использовании омниканальности метрики сохраняются в одной базе. Их можно анализировать и отправить электронные письма только людям, которые их открывают, а пуши — тем, кто реагирует на них. Это не только увеличивает конверсию: забота об удобстве клиентов повышает лояльность.
Повышать доверие к бренду. Изучите привычки и предпочтения клиентов и проявите заботу к потребителям. После покупки отправьте инструкцию по уходу или напомните об акции на любимые товары.
Каждый канал коммуникации и их совместная работа покажут результат, когда решают подходящие задачи:
Если вам понравилась статья, делитесь мыслями в комментариях, а ещё подписывайтесь на наш Телеграм-канал. Там наши сотрудники делятся опытом, как помогают бизнесу расти с помощью диджитал-каналов.