Люди любят мемы, поэтому многие компании используют их для продвижения. В статье разберем кейсы брендов и подскажем, как использовать мемы в маркетинге.
Привет! На связи Ксения Охапкина — медиаменеджер из команды Centra. Это маркетплейс, на котором клиенты запускают рекламные кампании более чем на 250 площадках и сервисах. В этой статье хотим поговорить о том, что может сделать бренд еще популярнее, — о мемах.
Согласно исследованию сервиса «Анкетолог», 52% пользователей хотели бы чаще видеть мемы в постах компаний. Дело в том, что 66% опрошенных получают от смешных картинок положительные эмоции, а 67% считают, что реклама или информация о компании с мемами привлекательнее. Мы изучили, как разные бренды используют юмор в кампаниях и блогах. Делимся находками и даем рекомендации, как правильно использовать мемы в маркетинге.
Летом 2023 года компания выпустила новый дизайн кроссовок Adidas Stan Smiths с Гомером Симпсоном. Для оформления использовали знаменитый мем, где персонаж пятится в кусты.
В 2022-м компания выпускала кроссовки с Мардж Симпсон. Есть версия, что именно фанаты предложили дизайн с мемом — и Adidas понравилась идея.
Пока данных по продажам кроссовок нет, но новость о «мемной» модели разошлась по соцсетям и СМИ.
Платформа для изучения иностранных языков Duolingo не собиралась делать из своего маскота — зеленой совы Duo — мем, однако аудитория сама начала шутить на эту тему. Дело в том, что приложение отправляет пассивно-агрессивные напоминания, когда пользователь пропускает уроки. В ответ ученики стали создавать мемы с агрессивной совой, например на Reddit.
Duolingo решили использовать мемы в свою пользу. Компания подхватила тренд и сама размещает картинки и видео со злой совой. Так, 1 апреля 2019 года на YouTube-канале приложения появился ролик с птичкой, которая преследует парня.
Мемы положительно влияют на популярность сервиса: у аккаунта в TikTok 7,5 млн подписчиков, а приложение используют уже более 500 млн человек.
Чтобы увеличить узнаваемость бренда «Полисорб», тоже использовали мемы. Рекламную кампанию провели во ВКонтакте: придумали мемы для разных сегментов целевой аудитории и разместили картинки в тематических сообществах.
Реклама охватила 5 млн пользователей соцсети. Посты собрали в общем 10 тысяч лайков и 9 тысяч репостов. Узнаваемость бренда повысилась — Полисорб добился своей цели.
Иногда просто «мемное» название может повлиять на популярность бренда. Создание криптовалюты Dogecoin началось с шутки: программисты Билли Маркус и Джексон Палмер решили, что сделают собакомонеты как аналог биткоину. Сначала о валюте знали только люди из сферы блокчейна.
Однако в 2021 году в TikTok завирусился ролик о догекоинах. Пользователи призывали друг друга покупать монеты и получать прибыль. Это привлекло Илона Маска, он опубликовал несколько твитов о валюте.
В итоге стоимость криптовалюты за несколько дней выросла на 700% процентов. Правда, когда пик популярности прошел, собакомонеты потеряли 80% цены. Но пользователи продолжают покупать догекоины — сейчас капитализация валюты составляет 8 млрд долларов.
Цитаты Стэйтема во ВКонтакте давно стали мемом. Однако в июне 2023 года шутки вышли на новый уровень. Актер выложил в своем аккаунте брутальное фото, и русскоязычные пользователи написали множество комментариев с цитатами. Флешмоб поддержали и бренды: отметились сервисы Яндекса, Авиасейлс, Синхронизация, Ozon, ТНТ, BelkaCar — всего пост собрал 50 тысяч комментариев.
Акция привлекла внимание к брендам — о флешмобе писали в соцсетях и СМИ. Хотя цель компаний, скорее всего, была другой: показать, что они в курсе современных трендов.
Если хотите строить маркетинг на мемах, следуйте следующим правилам. Они помогут не вызвать негатив излишним креативом и подобрать мем, который получит хорошую реакцию пользователей.
Учитывайте контекст мема. Изучите, как мем появился и почему стал популярным. Это важно, ведь иначе он может негативно повлиять на репутацию бренда. Например, Тинькофф один раз использовал в рекламе отсылки к АУЕ. Большинство пользователей восприняли посты негативно и в комментариях угрожали закрыть карты банка.
Не шутите на острые темы. Не все пользователи понимают черный юмор, поэтому, если целевая аудитория не оценит мем, его лучше не использовать. Хотя есть бренды, которые рискуют, например Авиасейлс. Компания не боится высказываться по любой новостной повестке, и пользователи любят бренд за это. Но это скорее исключение.
Используйте актуальные мемы. Тренды очень быстро сменяют друг друга, и пользователи могут остро реагировать на неактуальную картинку. Например, сейчас не стоит использовать trollface — это давно неактуально.
Анализируйте аудиторию. Изучите людей, которые увидят ваши мемы. Можно сначала показать картинки тем, кто входит в целевую аудиторию компании. Например, если у вас премиальный ювелирный бренд, возможно, юмор только навредит.
Впишите продукт органично. Не стоит хвататься за любой инфоповод и притягивать его за уши к вашему бренду. Скорее всего, такой мем не будет смешным, а пользователи не оценят креатив.
Меняйте мем внимательно. Когда хотите подстроить мем под ваш бренд, проследите, чтобы пользователи считывали шутку после изменений.
* Деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит указанная соцсеть, признана экстремистской и запрещена в РФ.