Начиная с 2022 года, поисковые системы добавили широкий спектр нововведений, которые глобально повлияли на SEO-продвижение. Меня зовут Артём, я SEO-специалист агентства Acoola Team. В этом материале я расскажу про ключевые обновления алгоритмов Яндекса и Google, их влияние на сайты и определенные отрасли, а также дам рекомендации, как адаптироваться к изменениям и к чему готовиться в будущем.
Сначала немного истории. Обновление YATI появилось в 2020. Оно включает в себя нейросети-трансформеры для предсказания ответов пользователям. С этого времени поисковая система понимает контекст запросов и обрабатывает естественный язык.
Обновление поискового алгоритма Y1 вышло в 2021 году. Оно оказало значительное влияние на улучшение поиска ответов пользователей и функционала. Здесь важно было обращать внимание на уникальность и качество текстового контента.
А в ноябре 2022 года появилось Y2 — в его основу легли алгоритмы YALM и YATI + CS YATI, метрики Профицит и Проксима, отвечающие за качество поиска, а также технология нейросетей-трансформеров. Важно отметить, что результаты выдачи работают на широкие темы и выдают то, что человеку может быть интересно.
Метрика качества Проксима учитывает лояльность к бренду, то есть более известная компания получит рейтинг выше, по сравнению с малоизвестной фирмой. Поэтому важно работать над имиджем не только в онлайн, но и офлайн.
Метрика качества Профицит определяет успешное решение задачи, которая привела пользователя на сайт. Расчет происходит исходя из суммы результатов взаимодействия с элементами поисковой выдачи: чем полноценнее решается задача, тем лучше позиции в ранжировании.
В августе 2022 года Яндекс внедрил фильтр под названием «Мимикрия». Этот фильтр был разработан для выявления сходства между сайтами и предотвращения паразитирования на брендовом трафике. Позиции сайтов, которые сильно походили на другие, благодаря факторам ранжирования были понижены в результатах выдачи.
В марте 2023 года Яндекс внес изменения в справку по файлу robots.txt. Теперь ограниченные в robots.txt страницы могут участвовать в поиске Яндекса. Владельцам сайтов рекомендуется использовать директиву noindex в HTML-коде страницы или настраивать HTTP-заголовок, чтобы исключить страницы из поисковика.
В сентябре 2023 года Яндекс начал тестировать быстрые ответы в поисковой выдаче, созданные с использованием YandexGPT. Также можно наблюдать интеграцию нейросетевых чат-ботов при формировании ответов пользователям в рамках взаимодействия с поисковой выдачей.
Яндекс поделился информацией о ранжировании товаров в поиске Яндекс.Маркета. Он учитывает характеристики товаров и отзывы пользователей. Интернет-магазины должны уделять внимание заполнению характеристик товаров, чтобы повысить свой рейтинг.
В июле 2023 года Яндекс обновил формулу для рейтинга интернет-магазинов. Теперь он учитывает оценки и отзывы пользователей, оставленные на сайте в Яндекс.Браузере и на публичных страницах. Это улучшение делает формирование рейтинга более сложным и зависящим от пользовательской активности.
«Если у магазина еще нет оценок или их мало, для расчета рейтинга используется только алгоритм-предсказатель на основе машинного обучения». То есть требуется для ранжирования — улучшение метрики качества Проксима и работа над улучшением оценки параметра «Лояльность к бренду». Получается, что инфополе вокруг бренда играет все большую роль, соответственно, идет смещение из просто SEO в сторону комплексного маркетинга, для которого нужна регулярная работа по SERM: SEO + Директ.
Данное обновление заметили, наверное, все. Сайты получили пессимизацию за малополезный контент. Ресурсы, на которых были уникальные тексты, выросли в позициях. А там, где были сгенерированные материалы (один и тот же текст в разных регионах в попытках ранжироваться за счет точного вхождения в домене: например, «автовышки калининград») — просели.
Обновление направлено на улучшение оценок качества, уникальности и пользы текстового контента.
Улучшение работы с естественным языком, чтобы лучше понимать контекст запросов пользователей.
Multitask Unified Model — возможность поиска по картинкам, а не только по тексту, направлен на исследование ответов на сложные вопросы. Технология помогает поисковику справляться с запросами, на которые нет простого ответа. Улучшение касается выдачи для пользователей.
Обновление поисковой выдачи Google Search Quality Raters Guidelines — добавился параметр «опыт» (опыт создателя контента). Специалисты, которые являются создателями контента, должны подтверждать экспертность не только на сайте, но и на других источниках. В рамках проработки E-E-A-T факторов рекомендуется создавать профили на сторонних площадках (агрегаторах).
Гугл обновил систему определения полезного контента. Теперь рекомендуется убирать со страниц сайта малополезные материалы, так как Google улучшил идентификацию дорвеев. Поисковик после выхода данного апдейта Гугла стремится выводить в топ уникальный контент и отдает предпочтение первоисточникам.
Анонс запуска нового функционала — в результатах поиска будут показываться разные точки зрения, на основе видеоматериалов и твитов. Пока это работает в тестовом режиме и только на территории США. Прослеживается, как и раньше, тренд замыкания пользователя на поисковой выдаче (что в Яндексе (то же обновление Андромеда), что в Google), чтобы человек сразу получал ответ в поисковой выдаче, не переходя на сайты (а если и переходил — то только по рекламе или в рамках внутренних сервисов поисковых систем: те же Яндекс.Услуги, Яндекс.Маркет, где есть платное размещение или возможность поднятия карточки компании выше остальных в рамках платной услуги). При этом качество поиска не должно упасть, поэтому пока приходится сохранять в выдаче органические результаты.
Инструмент Ping для sitemap перестал работать — в основном его использовали дорвейщики для спама.
На смартфонах теперь выводится сорок результатов. При скролле после первых десяти ответов подгружаются следующие — они размещаются после блока «Другие также искали».
Несколько советов, на что сейчас следует обратить внимание:
Что мы имеем на выходе: принципы в целом не изменились — нужно создавать релевантный и интересный ресурс, на котором вашей аудитории будет удобно искать информацию. Это лишь означает, что потребуется больше затрат тем, кто этого раньше не делал.