Иногда происходит так, что агентство хорошо выполняет задачи, сдаёт все работы качественно и в срок. Но всё равно остаётся ощущение, словно что-то идёт не так. Чаще всего это происходит, если заказчик и исполнитель с самого начала неудачно договорились о работе.
В статье разбираю 3 основные ошибки, с которыми сталкиваются компании при работе с новыми клиентами. На собственном примере показываем, как их можно предотвратить.
Представьте ситуацию: вы набрали вкусностей, укутались в плед и сели смотреть приключенческий фильм. В самый напряжённый и интересный момент на телефон начинают приходить сотни уведомлений: они отвлекают от фильма и раздражают громкими звуками. После того, как посмотрели на экран, поняли, что пропустили всю развязку сюжета — вечер сильно подпорчен.
Такие ситуации возникают, когда исполнители переходят личные границы заказчика. Например, общаются так, как им удобно и не учитывают комфорт заказчика. Несколько простых правил, которые сделают общение удобнее сразу двум сторонам:
Заранее обговорите, как и в какое время можно общаться. Так вы не потревожите клиента во время сна, отдыха или обеда. Заодно уточните, в какое время вам удобно отвечать: так заказчик не будет переживать, если напишет вам в нерабочее время и не получит оперативный ответ.
Уточните, какой способ связи больше нравится клиенту, постарайтесь под него адаптироваться. Например, некоторые заказчики привыкли использовать почту для работы, и в мессенджерах им сложно ориентироваться. Другие почту почти не проверяют, но постоянно на связи в Telegram. Спросите, как заказчик привык общаться и договоритесь о комфортном способе связи.
Обсудите формат согласований. На старте проекта обсудите, как клиенту удобнее давать обратную связь. Бывает, что предприниматель слишком загружен, чтобы созваниваться, и ему удобнее вносить правки текстом. Либо наоборот, ему понятнее, когда исполнитель проводит презентацию изменений во время созвона. Эти особенности стоит определить заранее, чтобы коммуникация была комфортной.
Также предусмотрите конкретный формат, с которым легко взаимодействовать. Идеально, если вы будете обмениваться с клиентами документами, которые можно редактировать онлайн. Так вы не запутаетесь в версиях файлов и упростите работу с материалами. Например, мы с коллегами в работе используем Google Docs: с помощью сервиса клиент может вносить правки и комментарии онлайн.
Назначьте все обсуждения заранее. Когда планируете работу, сразу обговорите, в какие дни будете обсуждать результаты. Заранее предупредите, за какое время лучше внести правки, попросите заказчика внести согласование в своё расписание. Так клиент сможет запланировать своё время, а не подстраиваться под внезапные рабочие созвоны.
Старайтесь выстраивать общение так, чтобы клиенту было комфортно. Не навязывайтесь, не валите его сообщениями, разговаривайте спокойно и доходчиво. Учитывайте привычки заказчика: созванивайтесь с теми, кто привык говорить по телефону и не пишите в 21:00 тем, у кого укладывают детей спать в 20:00. Уважительное общение — залог крепких и долговременных деловых отношений.
В молодых компаниях часто происходят такие случаи: команда берёт проект на месячное продвижение, а потом пропадает. Всё это время клиент нервничает и думает, что работа идёт не по плану. Через 30 дней менеджер компании показывает результаты и оказывается, что всё вышло совсем не так, как представлял заказчик. Деньги на работу команды потрачены впустую.
Зачастую подобные ситуации возникают, когда не разграничены зоны ответственности. Команда взяла проект, но не обозначила заранее, в каких моментах и в каком объёме необходимо участие заказчика. Чтобы не допускать неудобных случаев, нужно соблюдать несколько правил:
Сразу обозначьте, где потребуется участие клиента. Опишите ключевые этапы, которые нужно обсудить с заказчиком, пропишите примерное даты, в которые будете созваниваться. Так вы сможете вести проект в соответствии с пожеланиями клиента.
Иногда заказчик говорит, что желает минимально участвовать в работе. Уточните его запрос на всякий случай. Бывает, клиент не хочет созваниваться, но при этом не готов делегировать ответственность. В итоге он раскритикует решения, которые принимала команда самостоятельно, потому что на самом деле представлял всё иначе.
Установите способ отслеживания результатов. Держите заказчика в курсе этапов работ, чтобы он не переживал, что всё пустили на самотёк. Договоритесь, как будете показывать итоги работы. Например, в виде презентаций в конце спринтов, или с помощью еженедельных отчётов. В некоторых случаях можно предоставить заказчику доступ к внутренней отчётности по проекту, чтобы он в любой момент мог узнать статус задачи.
Распределите ответственных внутри команды. На старте проекта разбейте всю работу на конкретные задачи. Для каждой назначьте сроки и исполнителей, зафиксируйте их письменно в открытом доступе. Так избежите путаницы, когда члены команды не знают, в какой момент включаться в работу.
Клиенту важно понимать, что работа идёт по плану. Для этого ему нужно знать, что всё соответствует его задумкам: избегайте отсебятины и утверждайте важные решения с заказчиком. Также заказчика нужно постоянно держать в курсе этапов работ: так у него не возникнет ощущения, что команда забыла о проекте и просто занимается своими делами.
Ситуация: магазин мебели обратился в молодое агентство для продвижения соцсетей. За три месяца работы в сообществе прибавилось 2 500 подписчиков, аудитория ждёт каждый новый пост, активно лайкает, репостит и комментирует публикации. Но клиент всё равно не доволен: продажи из соцсетей выросли всего на 5%.
Подобные ситуации происходят, когда представления о результате расходятся у заказчика и исполнителя. Чтобы в конце работ клиент не был разочарован, стоит изначально обсудить цели проекта. Что стоит сделать:
Попросите клиента заполнить бриф. С помощью него узнайте о компании клиента, аудитории продукта, особенностях, о которых не стоит упоминать. Выясните, какие цели заказчик ставит перед продвижением. Например, создать спрос, повысить узнаваемость, увеличить продажи. Сразу зафиксируйте, по каким метрикам будете оценивать результат — под эти параметры стоит продумать стратегию продвижения.
Случается, что клиенты заполняют брифы не особо подробно, и агентства работают почти вслепую. Чтобы избежать таких ситуаций, мы узнаём основную информацию о компании, дорабатываем бриф под конкретного заказчика, а после заполнения файла дополнительно созваниваемся, чтобы уточнить детали. Так на старте проекта у нас максимум полезных данных для работы.
Разделите работу на этапы. Для каждого из них поставьте ожидаемый итог. Хорошо, если периоды получатся не сильно большими — так вы сможете более гибко подстраивать работу под внешние обстоятельства. Старайтесь делать цели осязаемыми: не завышайте ожидания в самом начале, ведь во время работы может открыться много новых факторов, которые повлияют на результат.
Определите KPI. Установите метрики, на которые ориентируетесь в работе. Для каждой из них проставьте ожидаемый показатель. Идеально, если все ожидания будут количественно измеримыми — так вы избежите двойных толкований при оценке результатов. Все планы и итоги фиксируйте в документах: так вы сможете выявить, если что-то пойдёт не так, и скорректировать работу. Клиент при этом сможет понимать, насколько эффективно идёт работа.
Одни и те же термины разные люди могут понимать по-своему. Поэтому перед началом любого проекта стоит «сводить часы» — убеждаться, что ваши с заказчиком представления о результате совпадают. Иначе может случиться так, что вы хорошо выполните работу, но клиент будет недоволен, потому что представлял итог по-другому.
Мы считаем, что сопровождение работы важно точно так же, как и сама работа. Поэтому создаём максимум условий, чтобы заказчик ощущал комфорт от общения, меньше переживал, всегда мог держать ситуацию под контролем. Благодаря такому подходу клиенты сотрудничают с нами по нескольку лет и постоянно возвращаются за новыми услугами.
Если вы ищете команду, которая грамотно выстраивает работу на всех уровнях — напишите нам. Мы проведём детальный бриф и подберём наиболее удачное решение для ваших задач.
Автор: Карина Тагирова, основатель и руководитель Digital-агентства «INBRAND AGENCY».