«У меня отжали название и отсудили 500000 руб». Почему нужно регистрировать нейминг

2023-11-22 11:35:17 Время чтения 11 мин 2014

Чтобы только вы могли использовать название, которое сами же придумали, без судов и, какие бывают знаки и сколько стоит регистрация обо всём поподробнее читайте дальше.

Что вы узнаете:

  1. Можно ли не регистрировать название
  2. Какие возможности дает зарегистрированный знак
  3. Какие виды знаков бывают
  4. Что такое МКТУ
  5. Сколько времени и денег требует регистрация

Можно ли не регистрировать название

Если у вас магазин у дома с названием «Продукты», то нет. В остальном, это право, а не обязанность: названия, логотипы относятся к объектам авторского права. Тем не менее, если вы производитель товаров, или у вас есть услуги, в продвижение которых вы вкладываете ресурсы, и зарабатываете на них,  – это серьёзный довод для защиты своего труда и авторства.

Всегда есть две вероятности: первая – вы успешны, и на вас паразитируют пираты, перекупы и другие недобросовестные люди; вторая – вы придумали название, которое уже зарегистрировал другой предприниматель, и под этим названием вы ведёте бизнес. 

Во втором случае, в ваших действиях нет злого умысла, однако это нарушение чужого авторского права, за которое автор в праве обратиться в суд и взыскать с вас штраф, размер компенсации зависит от тяжести нарушения. Вы будете обязаны возместить ущерб, сменить название и заново строить бренд, а это дополнительные издержки. 

Чтобы на ваших трудах не наживались, и чтобы вы сами не совершили нарушение, рекомендуем прикрывать тылы в Роспатенте. Кроме защиты товарный знак открывает бизнесу возможности для роста.

Какие возможности дает зарегистрированный знак

Просто перечислим.

  1. Продавать на маркетплейсах (и в торговых центрах). Если ваше название нарушает чужое авторское право, автор имеет право подать в суд на вас и на торговую площадку. Чтобы обезопасить себя, маркетплейсы могут запросить у вас свидетельство о регистрации товарного знака, дабы убедиться, что вы играете по-честному.
  2. Продавать франшизу. Если вы предполагаете такой формат развития бизнеса, то без регистрации не обойтись. В «час икс» вы можете подставить себя и франчайзи. А это уже издержки практически несовместимые с сохранением бизнеса.
  3. Наказывать пиратов. Обязательно будут люди, которые будут производить контрафакт, перепродавать результаты вашего труда и наживаться на этом. Это незаконно. Не зря говорится «Исключительное право на использование»: значит использовать товарный знак в коммерческих целях можете только вы. Остальные — пираты, и вы в праве судиться с пиратами и получать компенсацию за нарушение ваших прав.
  4. Привлечь дополнительные инвестиции. Чем больше вы зарегистрировали и используете товарных знаков, тем больше у вас нематериальных активов, а значит у вас уставной капитал уже больше 10 000 ₽. Допустим, вы решите продать бизнес, не будете же вы отдавать товарные знаки бесплатно, особенно, если они известны среди покупателей.

Роспатент регулярно обновляет статистику действующих охранных документов на объекты промышленной собственности. За 1 ноября 2023 ведомство отчиталось, что в России зарегистрировано 858 682 товарных знака. В 2021 году тот же Роспатент заявил, что количество заявок на регистрацию товарного знака составило более 100 000, их количество продолжает расти. Такой рост в более чем 8 раз, говорит, что во-первых, защита авторского права в России работает хорошо, во-вторых, высок риск непредумышленно нарушить авторское право. Поэтому от регистрации вы ничего не теряете, а только выигрываете.

Какие виды знаков бывают 

Существует несколько видов. Перечислим те, которые релевантны при регистрации названия:

Словесный товарный знак (СТЗ). В это значение подпадает слово, словосочетание и даже целое предложение. То есть вы можете регистрировать название, также слоган и даже их комбинацию. СТЗ – это необходимый минимум для защиты своего авторского права.

Изобразительный. Продолжая тему защиты названия, его можно зарегистрировать как изображение. Название – это не только слово также это эмблема, которую могут подделать. Чтобы этого избежать, вы фиксируете в Роспатенте как выглядит логотип именно вашего бренда: это такой-то цвет, такая эмблема и такое написание. Другие, кто попытаются повторить – пираты. 

Комбинированный. Это сочетание словесного и изобразительного знака с каким-либо изображением.

Что такое МКТУ

Международная классификация товаров и услуг – она создана, чтобы ограничить действие товарного знака в пределах категорий, в которых вы указали при регистрации. Другими словами, если вы производитель конфет с названием «Ангара», это не значит, что другие не могут пользоваться этим словом. Например, есть одноименная бутилированная вода, никак не связанная с конфетами. Всё законно, эти компании представлены в разных классах МКТУ, а значит они не конкуренты и у них не конфликта интересов. 

Существует 45 классов: товары 1–34, услуги 35–45. С назначением каждого класса можно ознакомиться на сайте mktu.info.

Важное замечание. Регистрируя товарный знак, вы должны в заявке указать классы, в которых вы можете оказаться при расширении ассортимента. Допустим, вы производите для спортсменов батончики с высоким содержанием белка — 30 класс. В будущем вы можете производить белковые смеси для спортивного питания — 5 класс. Если вы не укажите нужные классы на момент регистрации, потом расширить действие знака на другие не получится.

Не пытайтесь самостоятельно разобраться в МКТУ. Ведите дело с патентным поверенным. Этот человек отвечает за регистрацию товарных знаков, и он подскажет в выборе нужных классов, исходя из вашего перечня товаров и планов на будущее. 

Сколько денег и времени требует регистрация

Перечислим госпошлины, без услуг патентного поверенного. Всего 4 пошлины: за регистрацию заявки, экспертизу сотрудника Роспатента, регистрацию товарного знака и свидетельство.

Регистрация заявки на регистрацию товарного знака – 3500 ₽ + 1000 ₽за класс МКТУ

Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам – 11500 ₽ + 2500 ₽ за каждый класс МКТУ

Регистрация товарного знака и выдача свидетельства в форме электронного документа – 16000 ₽ + 1000 ₽ за каждый класс МКТУ 

Эти и другие цены можно проверить на сайте Роспатента.

По времени регистрация занимает 6–8 месяцев, бывают случаи, когда регистрация занимает до одного года, сюда входит время на ответ Роспатенту, если тот дал предварительный отказ в регистрации (это уже другая тема, но поправимая). 

Можно провести ускоренную регистрацию (2–3 месяца), тогда цена составит 94 400 ₽. 

В сервисе Brand Hub после разработки названия мы помогаем своим клиентам в регистрации названия. Стоимость услуг патентного поверенного составит 50 000 ₽ на всё делопроизводство. Мы с партнерами разработали и зарегистрировали более 100 товарных знаков в различных категориях. Предварительно проверяем название, не зарегистрировал ли его кто-нибудь другой, помогаем с подбором классов МКТУ, пишем заявку в Роспатент и ведем проект.

Если вам нужно разработать название или зарегистрировать, напишите нам в Телеграм-канал Бизнес-портфель.

Запомнить

  1. Зарегистрированный товарный знак дает вам исключительное право на использование.
  2. Нарушители вашего авторского права будут обязаны компенсировать вам ущерб. Так как вы автор – суд на вашей стороне.
  3. Маркетплейс может отказать продавцу в сотрудничестве, если тот не зарегистрировал название.
  4. МКТУ – международная классификация товаров и услуг. Классы нужно определять на перспективу, какие товары у вас могут появиться в будущем. Этот вопрос рекомендуем обсуждать с патентным поверенным.
  5. Регистрация товарного знака занимает 6–8 месяцев, в некоторых случаях до года. Стоимость услуг Роспатента можно проверить на сайте ведомства.