Представьте, что вы в темноте идёте по полю, усеянному граблями. Кто-то наступит на одни грабли, а другой по пути может наступить на все. Исследовать рынок – это способ обозначить траекторию, как пройти поле с минимальным риском ошибиться и заодно посмотреть, как это делают другие. Мы расскажем как можно исследовать рынок и анализировать конкурентов самостоятельно. Где брать информацию и как структурировать её.
PEST-анализ (Political, economical, social, technological). Это шаблон, который помогает оценить внешние факторы, влияющие на бизнес. Анализ этих аспектов поможет понять текущую ситуацию на рынке и прогнозировать изменения.
Политический аспект можно отслеживать по новостям и мониторить законодательные изменения в отрасли. Сюда можно включить принятие закона о маркировке интернет-рекламы или запрет рекламы у иноагентов, повышение утильсбора на ввезенный из-за границы автомобиль, и как он влияет на конечную стоимость.
Экономические и социальные аспекты можно анализировать, открывая Росстат. Берите оттуда информацию относительно демографии региона, где собираетесь вести бизнес, уровень доходов населения. Прогнозируйте, как изменится потребитель ближайшие годы – в этом поможет возрастно-половая пирамида. Сколько людей в разных диапазонах возраста проживает на интересующей вас территории.
Логично предположить, что на периферии области премиальные услуги не будут пользоваться спросом – нет платежеспособной аудитории и преимущественно предпенсионного возраста. А в областном центре спрос будет, но достаточный ли? Сопоставьте данные о населении и демографии со среднедушевым доходом. Данные могут сказать, что услуги-премиум класса могут не окупиться, и поэтому лучше выбрать ценовой сегмент ниже.
Технологический аспект также имеет смысл принять во внимание. Что изменилось на рынке? Использование нейросетей, блокировка рекламных кабинетов в иностранных соцсетях, открылись ли новые рекламные площадки, как Яндекс.Директ для Telegram-каналов.
Полезные источники для поиска информации:
Итак, вы провели PEST-анализ, поняли демографическую обстановку и платежеспособность аудитории. Теперь важно понять, где «кучкуется» ваша аудитория, где и как она ищет информацию.
Если на предыдущем этапе вы получали количественные данные относительно того, сколько потребителей, какого они пола и возраста, то здесь вы уже изучаете их качественные свойства: что они ищут, какие у них привычки, предпочтения, сомнения, желания.
Допустим, вы хотите вести телеграм-канал про одежду и стиль от своего магазина. Можете ли вы однозначно утверждать, что ваша аудитория находится в Телеграме? А что если ваша аудитория во Вконтакте смотрит «Клипы» и не читает Телеграм? Подобные тезисы можно проверят в Mediascope – это исследовательская группа, изучающая, где и какие потребители потребляют информацию.
Полезные источники:
Кроме предложенных источников статистики, заходите в соцсети. Там люди о себе сами всё рассказывают, где путешествуют, что покупают, в какие магазины ходят. Так вы сможете составить портрет вашего типичного покупателя: какие у него есть потребности и барьеры перед покупкой. Знание этих данных – уже половина успеха.
О конкурентах можно судить только по открытым источникам. Первый и самый очевидный – Яндекс и Google. Смотрите их рекламу, как они коммуницируют с потребителем, какие они используют каналы. Задавайте себе вопросы, почему конкуренты поступают именно так. Оправдана ли логика поведения конкурентов, если ваше исследование аудитории давало другие гипотезы о продвижении. На что конкуренты делают акцент в маркетинге и брендинге, чем цепляют потребителя: ценой, эмоциями, постоянной рекламой?
Читайте отзывы потребителей – что люди отмечают как преимущества, а что записывают в недостатки. Эта информация может дать вам идеи, как превзойти конкурента в отдельных аспектах или отстроиться от него.
Не зацикливайтесь на прямых конкурентах. Смотрите также, что происходит в отрасли со стороны поставщиков или в смежных отраслях. Более полную картинку поможет собрать фреймворк «5 конкурентных сил» Портера.
Полезные источники:
И не забывайте про себя. Проведите SWOT-анализ – определите сильные и слабые стороны своего бизнеса, а также возможности и угрозы на рынке. Всю информацию поможет структурировать эта табличка. Лучше вас про ваш бизнес никто не скажет.
Отчасти SWOT заполняется данными, которые вы собрали на предыдущих этапах: PEST-анализ и анализ конкурентов
Помните, что исследование рынка и анализ конкурентов – это постоянный процесс, который требует внимания и анализа. Берите во внимание изменения на рынке, новые тенденции, потребности потребителей, чтобы успешно конкурировать и развиваться. Смотрите на рынок 360 градусов, сопоставляйте информацию со своими возможностями.
Спасибо, что читали! Ставьте пальцы вверх, если статья была полезной и подписывайтесь на наш телеграм-канал Бизнес-портфель, чтобы первыми узнавать лайфхаки по маркетингу и дизайну для бизнеса.