Бриф для SMM: что спросить и как оформить + шаблон

2024-01-03 00:54:21 Время чтения 7 мин 866 3

Хотите почувствовать себя сценаристом «Санта-Барбары», который отвечает на вопросы телезрителя, начавшего просмотр с 678912-й серии? Просто пропустите этап создания брифа в работе с клиентом. И тогда вы гарантированно попадете в ситуацию вроде этой:

— А что это за мужчина?

— Сиси.

— В смысле Сиси — это мужское имя? А что другого не было?

— Было, но мне нравится это.

— А почему он лежит?

— Он в коме.

— Почему у людей вокруг начесы и подплечники?

— Потому что 80-е на дворе…

Уже слышится скрежет нервной системы? Так вот, сэкономьте себе нервы, силы, время и просто составьте с клиентом бриф.

Что за волшебная таблетка этот бриф?

Представьте, к вам обратился клиент за продвижением в соцсетях. Что вы сделаете первым делом? Наверняка, у вас десяток вопросов:

Этот этап не просто «вопросозадавание», это брифинг. А документ, куда вы записываете все ответы — бриф.

Анастасия Петрова
Head of SMM агентства ICU
Расскажу, что такое бриф на продвижение в социальных сетях, зачем он нужен и что в нём важно отразить.

Эта статья будет полезна smm-специалистам на фрилансе, агентствам и заказчикам, которые ищут подрядчика. А в конце статьи мы приготовили полезный бонус — готовый шаблон брифа, который вы можете скачать и сразу использовать в работе.

Зачем он вообще нужен?

Клиент может заполнить бриф самостоятельно в спокойной обстановке, а может отвечать на вопросы специалиста в рамках встречи или созвона — кому как удобнее. Многие считают этот этап сотрудничества не особо важным, но на самом деле это фундамент для фундамента.

Бриф погружает исполнителя и заказчика в задачу. Значит, он нужен, чтобы:

  1. клиент сам определился с тем, что дано и какая точка Б;
  2. команда ясно представляла проект;
  3. быстро оценить комплекс работ, бюджет и сроки;
  4. сэкономить время на обсуждение проекта;
  5. исключить возможные недопонимания по факту реализации.

Вы потратите около часа времени на бриф, но зато сэкономите десятки часов в будущей работе, включая бесконечные «а уточните…», «почему так, а не сяк?…». В результате, всем все ясно: ожидаемый результат очевиден, стоимость и трудозатраты на проект понятны, возможные претензии вроде «я хотел не этого» исключены. Часто бриф оказывается важен для клиента не меньше, чем для исполнителя — когда все мысли и знания о своем проекте упорядочены на бумаге, многие слабые места и возможности выступают из тени.

Какие вопросы должны быть в брифе?

В брифах разных агентств могут быть разные вопросы. Это зависит от экспертизы, которую предоставляют агентства. Словом, каждый делает упор на том, в чем силен. Кроме того, бриф необходимо кастомизировать — «подгонять» под каждый проект. Но ключевые аспекты, повторяющиеся в разных брифах, следующие:

1. Контактная информация: название компании, ФИО контактного лица и способы связи с ним.

2. Характеристика компании:

  1. сфера деятельности, ключевые продукты и услуги, положение на рынке, преимущества и география работы;
  2. миссия и ценности;
  3. ссылка на сайт и все соцсети компании.

3. Информация о товарах и услугах: сильные и слабые стороны, ценовой сегмент, география сбыта.

4. Конкуренты: основные конкуренты, что вам нравится или не нравится в их соцсетях и стратегии.

5. Целевая аудитория: текущая, желаемая, ее пол, возраст, доходы, интересы, мотивы и барьеры к покупке.

6. Информация о прошлом продвижении: какие инструменты продвижения использовали, какие цели были достигнуты, что вам понравилось/не понравилось.

7. Цели и задачи будущего SMM-продвижения:

  1. что хотите получить от исполнителя;
  2. на чем должен быть акцент в продвижении;
  3. KPI работы агентства (заметьте, не KPI продвижения);
  4. ежемесячный бюджет;
  5. список необходимых digital-услуг — ведение соцсетей, запуск рекламных кампаний, репутационный менеджмент;
  6. виды работ: разработка стратегии, ведение соцсетей, продвижение;
  7. материалы в наличии: фирменный стиль, имиджевые фотографии и любые фотосессии товаров, рекламные видеоролики, отзывы клиентов, статьи о компании, интервью с руководителями.

Помимо ключевых вопросов в бриф можно включить еще ряд дополнительных:

  1. Утвержденный Tօne of Voice.
  2. Результаты проведенных исследований.
  3. Количество публикаций в неделю/месяц.
  4. Модерация комментариев на стороне агентства или клиента.
  5. Референсы: аккаунты, которые вам нравятся, с описанием того, что конкретно вам в них нравится.
  6. Антиреференсы.

Как итог: у вас на руках полноценный документ на несколько страниц со всеми вводными данными, необходимыми для работы.

Как оформляется бриф?

Используйте минимум графического нагромождения. В брифе важна не красота, а удобство. Мы рекомендуем два простых формата:

  1. Гугл-форма.
  2. Документ Word.

Важно! Не забудьте персонализировать документ: добавить свои данные для связи и логотип.

Какой бриф у нас?

Для удобства и визуального разграничения мы в ICU используем пять блоков вопросов:

  1. Цель обращения в агентство.
  2. Общая информация.
  3. Продукт.
  4. Целевая аудитория.
  5. SMM-стратегия.

При этом на каждой странице документа указаны контактные данные агентства: адрес, контактный телефон, почта и сайт.

Вы можете скачать наш бриф на SMM и использовать за основу в своей работе. Дайте нам знать в комментариях, если статья и бриф были вам полезны. Мы бы посоветовали заморочиться с брифом даже новичку smm-щику — это покажет вашу серьезность в отношении работы и позволит выбрать стоящего клиента с таким же серьезным отношением. Ведь если заказчик отказывается заполнять бриф, оттягивает, находит массу отговорок, значит, бриф уже сработал как фильтр и показал вам, с кем работать, а с кем — не желательно.

По сути, сначала бриф усложняет вашу работу и оттягивает ее начало (особенно если клиент тянет с заполнением), но в итоге благодаря брифу вся работа упрощается. Ну и отпадает необходимость смотреть «Санта-Барбару» 😉