Два года не утихают споры о том, как маркировать рекламу правильно. И некоторые каналы и сообщества в соцсетях даже начали отказываться от нее, опасаясь штрафов. Если и у вас возникает такое желание, то рекомендуем к прочтению эту статью. Руководитель отдела таргетированной рекламы коммуникационного агентства Наргиз Новгородцева не только рассказала о важных нюансах маркировки, но и дала подробную инструкцию по получения токена.
“О внесении изменений в Федеральный закон № 38-ФЗ “О рекламе”. Теперь любая реклама, размещенная в интернете, должна быть промаркирована (то есть иметь пометку “реклама”, сведения о рекламодателе и токен). Сведения о рекламном креативе должны быть переданы в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).
Пример промаркированного рекламного креатива:
С контекстной и таргетированной рекламой сейчас все более-менее понятно – процесс маркировки достаточно отлажен как при работе с площадками напрямую, так и при работе с посредниками. А вот при саморекламе** все еще возникают вопросы – не все понимают, как отличить рекламу от информации.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц. Могут ли сведения, касающиеся собственной компании, быть признаны рекламой? Могут. Так каким образом отличить рекламу от информации? В своей практике мы всегда опираемся на эту таблицу:
Давайте рассмотрим этот метод подробней, опираясь на посты, размещенные в группе одного из наших клиентов:
Перед вами пост об открытии магазина в городе. Он не выделяет никакой товар среди других, передает информацию о хозяйственной деятельности компании, не содержит призывы к действию, написан нейтрально – это не реклама.
А это пост о запуске скидок на ассортимент в магазине. Он выделяется из ленты, привлекает внимание к конкретным товарам, информация эмоционально окрашена – значит, это реклама и пост необходимо промаркировать.
Идеально, если в компании есть юрист по рекламному праву. Он сможет посмотреть креатив, который вызывает сомнение, провести его экспертизу и вынести решение, маркировать его или нет. Если юриста в компании нет, то необходимо назначить ответственных людей, которые будут отсматривать весь контент, маркировать рекламу и подавать статистику. Мы, в свою очередь, рекомендуем маркировать контент, если вы сомневаетесь и не можете с точностью определить, реклама перед вами или информация.
Роскомнадзор утвердил 7 операторов рекламных данных. Каждый является посредником между Рекламодателем и ЕРИР. У всех ОРД практически одинаковый функционал: получить сведения о всей рекламной цепочке и передать эти данные в ЕРИР.
В каждом из перечисленных ниже ОРД вы сможете зарегистрироваться, будучи любым участником рекламной цепочки, загрузить сведения о компаниях, договорах, загрузить креативы, получить на них токены, а позже загрузить акты и статистику по каждому креативу. Главные отличия кроются в особенностях интерфейса каждого ОРД и их тарифах.
Чтобы понять, каким ОРД вы хотите пользоваться, рекомендуем сначала изучить тарифные кампании (некоторые ОРД предлагают стоимость, которая зависит от размера креатива, иные закрепляют за тарифом определенное количество документов и прочее), а потом воспользоваться тестовыми кабинетами (так называемыми sandboxes – песочницами) и выбрать интерфейс, который будет максимально удобен для вас.
Рассмотрим пример получения токена по саморекламе** на примере ОРД VK. Предположим, вам необходимо промаркировать баннер на собственном веб-сайте.
Важно знать, что в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором был размещен креатив, необходимо будет загрузить статистику по каждому промаркированному размещению. Сделать это можно будет в разделе “Статистика”.
Пару месяцев назад Роскомнадзор опубликовал памятку “Рекомендации по размещению идентификатора рекламы”: https://rkn.gov.ru/press/news/news74777.htm в которой подробно рассказал, где именно и в каком виде правильно маркировать любой рекламный контент. Рассмотрим конкретные примеры.
Первое и приоритетное место добавления токена – кликовая ссылка. Именно та ссылка, которая размещается в самом рекламном креативе и ведет на ресурс рекламодателя. Добавляется токен в ссылку (до редиректа***) в утвержденном формате: https://www.site.ru/?erid=5UGfwMukZ4.
В случае, если разместить в кликовой ссылке токен невозможно, он размещается в формате ERID: 5UGfwMukZ:
Пример размещения токена на баннере сайта:
В рекламных интеграциях в видеоформате пометка “Реклама”, сведения о рекламодателе и токен наносятся на само видео и могут быть продублированы в описании.
Пример размещения токена в видео:
Пример размещения токена в статье:
Если закон не соблюдать, то придется нести за это ответственность – выплачивать штрафы. И применить их могут в следующих случаях:
В этой ситуации могут применяться штрафы по ст. 14.3 КоАП РФ за каждое нарушение:
То есть, если юрлицо разместило 10 объявлений без пометки “реклама”, ему грозит штраф на сумму от 1 000 000 до 5 000 000 руб.
За непредоставление в ЕРИР информации о рекламе, неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное предоставление информации (ч. 15 ст. 14.3 КоАП) также придется заплатить:
За распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению (ч. 16 ст. 14.3 КоАП) накажут так:
И если юридическое лицо опубликовало 10 рекламных постов без пометки “реклама” и токена и не предоставило в ЕРИР информацию по креативам, то общий штраф составит от 5 000 000 до 15 000 000 рублей!
Удивительно, но до сих пор находятся те, кто говорит, что закон не работает. Некоторые блогеры даже пытаются убедить рекламодателей, что за размещение рекламы без токена “ничего не будет”. Практика говорит об обратном. К административной ответственности привлекли Елену Лисовскую. В её Telegram-канале “Лиса рулит” Роскомнадзор нашел три рекламных поста, в которых отсутствовал идентификатор рекламного креатива. Блогер была оштрафована на 300 000 рублей за нарушение ч. 16 ст. 14.3 КоАП.
За последние 2 месяца Нижегородское УФАС России признало ненадлежащей рекламу, распространенную в Telegram-каналах «Arzamas», «Нижний Новгород NN_TODAY», «Миш, куда сходить?». Возбуждены дела об административном правонарушении. Сумма штрафов пока остается неизвестной.
Маркировка с нами надолго. Поэтому выбирайте правильный подход: научитесь работать так, чтобы весь процесс стал обыденностью.
Всем участникам цепочки мы рекомендуем погрузиться в эту тему и изучить все процессы вне зависимости от того, работаете ли вы самостоятельно или вам помогает агентство/блогер/юрист. Как показывает практика, даже сейчас, по прошествии практически двух лет с момента изменения в законе, полностью соблюдают его единицы.
*маркировать нужно, если это реклама. Если контент информационный, маркировать не надо.
**самореклама – это реклама собственных товаров и услуг на своих собственных площадках.
*** перенаправление пользователя с одного URL на другой
Материал был опубликован на https://delovoymir.biz/