Токсичные клиенты бывают у всех агентств. Они "пьют кровь" сотрудников, придираются и истерят. И все это не проходит даром. Часто из-за них выгорают и даже увольняются сотрудники. Если вы руководитель, то что вы можете делать, чтобы снизить выгорание команды от растущего числа сложных\неадекватных клиентов?
Несколько важных мыслей и вопросов
1) Не все токсичные клиенты одинаково п̶о̶л̶е̶з̶н̶ы̶ токсичны.
Клиентские сотрудники склонны называть токсичными и сложными любых клиентов, с которыми возникают проблемы. Сотрудник может называть клиента токсичным, а в действительности того довели "до ручки" он или его товарищи.
Мне видится, что сложных и проблемных клиентов можно разделить на три группы:
- токсичные клиенты (всегда недовольные, переходящие личные границы, экстремисты)
- разозленные (справедливо обиженные на компанию и реагирующие эмоционально)
- токсично-разозленные (реагирующие на реальный косяк компании, но гиперэмоционально или неадекватно)
Есть ли в компании критерии или маркеры для профилирования сложных и проблемных клиентов, их "токсичности-нетоксичности"?
Знают ли их сотрудники?
2) Умеют ли ваши люди отличать одного от другого и правильной коммуницировать в каждом случае?
Если клиент разозлен по делу это одна стратегия коммуникации, если он разозлен и перешел границы - другая, если неадекватно агрессивен - третья.
Как этого достичь?,
- Пропишите регламенты с критериями каждого профиля и стратегией работы с каждым.
- Проводите обучение по ним, объясняйте как надо их применять, регламенты сами себя не внедрят 😜
3) Обозначены ли "красные линии" в поведении клиентов? Знают ли сотрудники как поступать, когда клиент эти линии пересекает?
Например, имеют ли ваши сотрудники право прекратить коммуникацию, например, с если клиент грязно матерится?
Знают ли они в каких ситуациях подключать менеджмент, в каких они должны принимать решение сами?
И "красные линии", и реакции сотрудников на них также должны быть прописаны в регламентах, а регламенты внедрены (они же могут лежать мертвым грузом где-то в папках "прочесть всем")
4) Есть ли объективный, подчеркиваю, ОБЪЕКТИВНЫЙ арбитраж сложных ситуаций со стороны руководства? Или оно руководствуется принципом "клиент всегда прав"? А может "клиент всегда не прав"?
Ведь в реальности работает "клиент не всегда прав".
5) Обучены ли сотрудники тому, как работать с негативными эмоциями клиента и своими эмоциями?
Научены ли они тому, как минимизировать конфликтные и проблемные ситуации?
Ведь если, к примеру, сотрудники поддержки каждый выплеск клиентского " вы все бяки и продукт ваш - гуано" пропускают сквозь себя они выгорят за год-два. И уволятся. Или, того хуже, не уволятся и станут пофигистами.
Им нужны методики саморегуляции, чтобы и остаться клиентоориентированными, и не фрустрироваться. (ну вы знаете к кому идти 😁)
Вот, что стоит делать, чтобы уже сейчас готовится к работе с прекрасными клиентами будущего.