Как обезопасить себя и свой веб-ресурс и что делать, если вас заблокировали? Для начала давайте разберёмся, что делать, если ваш сайт уже заблокировали. В этой стрессовой ситуации главное — не поддаваться панике, а действовать быстро и последовательно. Вот простой план из пяти шагов.
Что делать, если ваш сайт заблокировали
Шаг 1: узнайте причину блокировки
Обычно хостер отправляет e-mail, в котором объясняет причину блокировки и рассказывает, как её снять. Если уведомления нет, значит, ресурс заблокировал интернет-провайдер, без участия хостера. В этом случае напишите или позвоните в техподдержку хостера — сотрудники помогут во всём разобраться.
Шаг 2: свяжитесь с хостинг-провайдером
Если вы считаете блокировку ошибочной, ответьте на письмо провайдера. Задайте уточняющие вопросы или опишите ситуацию с вашей точки зрения. Чтобы идентифицировать аккаунт, продиктуйте сотруднику поддержки доменное имя сайта. А можно сразу назвать логин или номер договора. У большинства хостинг-провайдеров эти данные обычно находятся в панели управления аккаунтом. Старайтесь идти на контакт с хостинг-провайдером и уточняйте всё, что непонятно. Это поможет быстрее снять блокировку.
Шаг 3: проанализируйте требования и выполните их
Разные причины блокировки требуют от владельца сайта разных действий. Ниже разберём самые частые случаи.
Шаг 4: сообщите хостеру, что выполнили требования
Напишите об этом в службу поддержки и прикрепите документы или скриншоты, которые подтвердят, что вы всё сделали. Попросите перепроверить статус вашего сайта и разблокировать его.
Шаг 5: отслеживайте статус разблокировки
После запроса на перепроверку провайдер должен вновь оценить состояние сайта. Например, если страйк прилетел из-за упоминания азартных игр на сайте, сотрудники хостинга проверят, удалили вы запрещённый контент или нет. Проверка может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Это зависит от сложности случая и от политики хостинг-провайдера. Например, в SpaceWeb проверка занимает не более трёх рабочих дней, но обычно стараемся отвечать быстро в этот же день, если команда не перегружена заявками. Понимаем, что неработающий сайт — большой стресс и дополнительные убытки для клиента.
Причины блокировок и способы защиты сайта
А теперь давайте разберёмся, по какой причине могут заблокировать сайт и что сделать, чтобы этого избежать. Если вы нарушили закон непреднамеренно, почти всегда можно доказать это и разблокировать сайт. Разберём подробнее самые частые нарушения.
1. С вашего сайта рассылают спам
Хостинг-провайдер борется с распространителями спама, чтобы его почтовые IP-адреса и IP-адреса сервера не попали в чёрные списки. Иначе письма всех пользователей сервера могут перестать доходить до адресатов. Разберём три самых частых нарушения, связанных со спамом.
Как защитить сайт от спама:
2. На сайте появилась фишинговая активность
Цель фишинга — добыть конфиденциальные данные пользователей. Чаще всего мошенники отправляют поддельные электронные письма со ссылками на опасный веб-ресурс. Пользователь переходит по этой ссылке и оставляет свои данные: логин, пароль, номер банковской карты, другие платёжные реквизиты. Получив их, мошенники могут снять деньги со счёта, оформить кредит или украсть корпоративные документы. Хостинг-провайдеры сразу блокируют фишинговые страницы, независимо от того, была активность намеренной или сайт взломали.
Как защитить сайт от фишинга:
3. Сайт распространяет вирусы и вредоносное ПО
Хостинг-провайдер может ограничить исходящий с сайта трафик, чтобы остановить распространение вирусов. Но если вирусная активность сильная, обычно временно блокируют весь веб-ресурс.
Чтобы сайт разблокировали, его владелец должен полностью удалить вирусные коды и вредоносные скрипты. После этого хостер проведёт повторную проверку. Если он не обнаружит уязвимостей, то восстановит доступ к сайту.
Как защитить сайт от вирусов:
4. Вы нарушили авторские права
В случае, если разместили на сайте материалы, защищённые законом об интеллектуальной собственности. Например, чужой текст, изображение, музыку или логотип, зарегистрированный как товарный знак. Частая ситуация: в интернет-магазинах продают запчасти и указывают конкретные марки автомобилей, для которых они подходят, — например, KIA или Toyota. Правообладатель товарного знака может это увидеть и потребовать удалить упоминание.
Хостинг-провайдер, как посредник, обязан реагировать на законные требования правообладателя, иначе его могут привлечь к судебным разбирательствам в качестве ответчика. Но никого не блокируют по щелчку пальцев. Основанием всегда становится жалоба правообладателя. Он должен подтвердить хостинг-провайдеру, что права на спорные материалы принадлежат ему. Если это действительно так, хостер даст вам время решить проблему — в SpaceWeb это занимает пять рабочих дней. За это время вы можете удалить спорные материалы или доказать, что используете их законно. Например, у вас есть лицензия или договор с правообладателем.
Как не нарушить авторские права:
5. Вы нарушаете условия договора
Хостинг-провайдеры могут обслуживать только идентифицированных клиентов. К этому их обязывает законодательство РФ и лицензия оператора связи. Поэтому при регистрации аккаунта владелец сайта должен указать свои данные:
Если хостер усомнится в правдивости ваших данных, он имеет право запросить копии документов. Их нужно прислать в течение трёх рабочих дней, иначе вам заблокируют доступ к аккаунту. К тому же с 1 декабря 2023 г. хостинг-провайдеры обязаны идентифицировать клиентов одним из доверенных способов: через единую систему идентификации (ЕСИА), биометрическую систему, усиленную квалифицированную электронную подпись, с помощью паспорта или других удостоверяющих методов.
Как избежать блокировки аккаунта
Всегда указывайте достоверные данные и тщательно изучайте условия договора. Так вы будете чётко понимать свои права и обязанности. А если хостинг-провайдер будет проводить проверку, вовремя подтверждайте данные установленными законом способами.
Коротко о главном