Как решить проблемы с базами данных, если сайт тормозит

2024-10-14 20:39:22 Время чтения 6 мин 461

Когда сайт работает, а каталоги или фильтры — нет, проблема может быть в базах данных. Базы данных не видны напрямую — они нужны, чтобы отображать каталоги и списки, например, жилья, автомобилей или товаров на маркетплейсах. Если с ними что-то не так, страница или элемент сайта загружается долго, а информация искажается, и тогда посетитель уходит с сайта. В итоге растет процент отказов, и трафик падает. Разбираемся, что может нарушать стабильную работу элементов сайта и как это можно исправить.

Недостаточная производительность

Появляется, когда элементы инфраструктуры не оптимизированы. Процесс обработки данных выглядит так: пользователь выбирает фильтр в каталоге, и запрос Select отправляется на сервер. В ответ сервер возвращает нужную информацию. Если данные содержатся в разных таблицах, во множестве видов и кодировок, передача информации занимает много времени. Сайт и его элементы загружаются дольше обычного.

Как решить проблему: 

  1. Кешировать запросы клиентов. Уменьшить нагрузку на систему можно с помощью программы memcached. Она помогает сохранять данные в кеш-памяти. Первый запрос пользователя выполняется чуть дольше, а следующие — быстрее.
  2. Использовать современные накопители. Проблема с производительностью может быть в железе. Например, на сервере старый HDD-диск, и информация с него поступает медленно. Лучше использовать современные скоростные SSD-диски. Если размещаете сайт на хостинге, уточняйте про оборудование перед покупкой.
  3. Оптимизировать таблицы. Объединить информацию в одну базу и убрать дубли. Если это массив с тысячами наблюдений, нужно анализировать данные и искать источники проблемы

Неконсистентные данные

Возникает, если в разных таблицах используются разные кодировки — например, UTF-8 и CP1251. Или когда разработчик переносит информацию между базами и не проверяет единые нормы отображения. В этом случае информация из баз данных загружается как набор непонятных символов. Также может быть проблема с долгой загрузкой элементов сайта. 

Как решить проблему: 

  1. Привести данные к единому формату. Проанализировать и определить, как фиксировать информацию в таблицах, чтобы не было искажений.
  2. Избавиться от избыточных данных.  Если информация об одном объекте повторяется в разных таблицах, запрос обрабатывается дольше. Задача разработчика — избавиться от однотипной информации.

Нехватка мощностей при масштабировании

Случается, когда нагрузка на сервер повышается, и мощностей оборудования перестает хватать. Проблема может проявляться постепенно с ростом нагрузки на железо или в отдельные пиковые периоды. Например, перед 8 Марта в онлайн-магазине цветов. Много посетителей делают заказы в одно время, и пользователю приходится долго ждать обработку запроса. В худшем случае он получает уведомление о сбое в системе.

Как решить проблему: 

  1. Иметь актуальные копии базы данных. Когда основной массив данных будет недоступен, контролирующий сервер переназначит мастер-базу. Пользователь не заметит разницы: запросы будут обрабатываться быстро и отражать актуальную информацию.
  2. Применять вертикальное масштабирование. Увеличивать количество жестких дисков и других технических атрибутов, пока не наступит предел материнской платы сервера. Решение простое и понятное, но есть нюанс: увеличивать ресурсы бесконечно не получится.
  3. Использовать горизонтальное масштабирование. Лучше применять кластерный подход. Например, в системе есть серверы и данные о машинах. Нужно распределить информацию и использовать шардирование — технологию, которая помогает организовать данные и зафиксировать наблюдения. Для распределения надо использовать специальный ключ шардирования. При высоких нагрузках по этому ключу система оперативно определит, где хранится нужная информация о товаре, и обработает запрос. 

Проблемы с нагрузкой на серверы могут возникать во время DDoS-атак. 

Злоумышленники отправляют одновременно множество запросов в конкретную форму или фильтр на сайте. Система не успевает их обрабатывать, и база данных падает. Пользователь видит ошибку, контент на сайте не прогружается.  

Чтобы справиться с этим, разработчики ищут уязвимости в инфраструктуре и используют такие методы, как CAPTCHA, при повторной отправке запросов. А хостинг-провайдеры предоставляют защиту от DDoS-атак, к примеру, в SpaceWeb доступна защита уровня L7.

Универсальный метод — быстро находить проблемы через логи. Написать скрипт, который будет проверять логи раз в период, например каждые 10 минут. Алгоритм будет заходить в лог, парсить нужную информацию и отправлять адресату: админу или бэкендеру. Информация будет приходить в удобном виде — например, через чат-бота.