Финансовая безопасность – одна из тем-триггеров для СМИ и соцмедиа. В наше время, полное перемен и вызовов, любая новость в сфере банковской деятельности обсуждается обществом с особым напряжением.
На этой неделе громким инфоповодом стала новость о том, что Центробанк отозвал лицензию у QIWI Банка. Пока экономисты и юристы дают комментарии о том, что будет с деньгами клиентов QIWI, мы в агентстве Media Research Family решили проанализировать, как эту ситуацию восприняли пользователи соцмедиа и повлиял ли отзыв лицензии на репутацию банка.
Давайте вместе рассмотрим, какие тенденции наблюдаются в онлайн-пространстве и как они могут повлиять на будущее не только данного банка, но и на репутацию других игроков в финансовой индустрии.
Еще больше о репутации и исследованиях соцмедиа в нашем телеграм-канале "Отдел репутации"
Чтобы понять, повлиял ли отзыв лицензии на репутацию QIWI Банка, мы проанализировали сообщения пользователей соцмедиа с упоминанием банка до и после инцидента.
Так, в период с 1 по 21 февраля 2024 года в пользовательском контенте (постах, комментариях, отзывах пользователей в соцмедиа) было выявлено 963 упоминания бренда QIWI. Доля негатива в них составила 36% (350 упоминаний).
Чаще всего, до инцидента, пользователи обсуждали следующие темы, связанные с QIWI Банком.
После инцидента только за два дня пользователи разместили в 5 раз больше сообщений с упоминанием бренда QIWI, чем за весь февраль до события. Как минимум, это указывает на то, что если раньше банк обсуждали непосредственно сами его клиенты, то после отзыва лицензии своим мнением о QIWI стали делиться даже те, кто никогда не пользовался сервисом.
В период с 21 по 22 февраля 2024 года было выявлено 5134 сообщения, доля негатива в которых составила 33% (1693 упоминания).
Основная тема обсуждений – гипотезы и предположения о том, что будет со средствами клиентов QIWI в дальнейшем.
Ключевые темы обсуждения после отзыва лицензии:
Примечательно, что доля негатива до и после отзыва лицензии у QIWI Банка осталась практически на одном уровне – недоволен деятельностью сервиса каждый третий пользователь. Да, выросло общее число публикаций, но тональность обсуждений не менялась.
Как минимум, это говорит о том, что даже до инцидента QIWI Банк не мог похвастаться сильной репутацией. Пользователи скептически относились к сервису и писали об этом в соцмедиа.
Интересное наблюдение: несмотря на то, что на данный момент доля негатива в обсуждениях сравнительно невысокая, в будущем можно ожидать прирост негатива в пользовательском контенте.
С чем это может быть связано? При анализе контента мы выявили, что не все пользователи разделяют понятия «клиенты QIWI Банка» и «владельцы QIWI кошельков». Если первые (по комментариям экспертов) действительно могут рассчитывать на возврат средств со своих счетов, то на владельцев электронных кошельков QIWI страховка не распространяется, а значит, далеко не факт, что они получат свои деньги назад.
Всё это может стать серьёзным триггером, который в дальнейшем спровоцирует резкий рост негатива.
Одна из причин, по которой ЦБ отозвал лицензию у QIWI Банка – это вовлеченность в проведение высокорискованных операций. Другими словами, через QIWI долгое время ходили разные сомнительные транзакции, что давно было известным фактом.
Но были среди клиентов QIWI Банка и «легальные» клиенты, которые не пользовались серыми возможностями сервиса. Часть из них перешли к сервису QIWI после блокировки системы SWIFT и проблем с использованием российских карт. QIWI был одним из наиболее комфортных из оставшихся способов пополнения и переводов.
С новостью об отзыве банковской лицензии у QIWI пользователи стали утверждать, что в РФ перестали работать ряд сервисов или начали работать со сбоем.
Мы собрали наиболее упоминаемые бренды, чьи сбои связывают с прекращением деятельности QIWI Банка:
Мнения предсказуемо разделились на два лагеря: одни винят в сложившейся ситуации сам банк, который долгое время не решал проблему высокорискованных финансовых операций, другие обвиняют Центробанк, не понимая истинной причины отзыва лицензии. Есть и те, кто обвиняет не сам банк, а людей, которые использовали QIWI для «черных» и «серых» схем.
Основные инициаторы этих обсуждений – люди, которые легально использовали возможности QIWI Банка: представители игрового комьюнити, предприниматели и т.д. Можно сказать, что это те самые «лояльные» клиенты, которые пользовались QIWI не из-за его серых возможностей, а из-за удобства сервиса для решения их нужд и вопросов.
Возможно, в ситуации, когда QIWI Банк решил бы бороться с «серыми» пользователями, количество и качество лояльных клиентов стало бы только увеличиваться.
Сложно говорить о репутационных рисках для компании, которая изначально не сильно заботилась о своей репутации. Скорее, этот кейс будет полезен другим банковским (и не только) системам.
Проанализируйте своих пользователей (в этом в том числе помогают социсследования, проведенные на базе систем мониторинга – о них рассказываем в телеграм-канале), определите пул лояльных клиентов и подумайте, как сделать их пользовательский опыт взаимодействия с вашим сервисом удобнее и безопаснее.
P. S. И сделать это лучше до того, как ЦБ отберет у вас лицензию.