Главный человек за кадром: разбираем работу оператора в рекламных роликах брендов

2024-03-05 16:05:02 Время чтения 7 мин 959
Фото: Dreamstime

Для создания рекламы требуется целая команда специалистов. Режиссер отвечает за главную задумку, продюсер следит, чтобы реализация не выходила за рамки бюджета. Художники делают раскадровки, на основе которых происходят съемки. Осуществляется подбор актеров, декораций, выставление света. И это только этап пре-продакшна. За съемочный процесс отвечает оператор. Он должен реализовать креатив так, чтобы было интересно, понятно и вкусно.

Вместе с видеооператором первого российского видеоагентства RUPTLY Дмитрием Самсоновым проанализировали видео, вошедшие в подборку лучших рекламных роликов 2023 года по версии читателей Sostav, и выяснили, как бренды с помощью эффектов съемки передают задумку рекламы. 

«Биг Хит» задает тренды

В 2023 году сеть ресторанов быстрого питания запустила кампанию в честь выхода нового бургера. Главная задача рекламы — показать позицию в меню в качестве модного тренда. Обычные вещи становятся прототипами «Биг Хита»: сначала стопка полотенец, потом маракасы в руках девушки. Бургер даже принимает форму маникюра.

Во всех цветах и образах «Биг Хит» читается, вызывая у зрителя ассоциации с продуктом. Снят он «вкусно» с помощью макросъемки: удается рассмотреть бургер со всех сторон и каждый ингредиент по отдельности. Создатели отмечали секретный соус нового хита с одноименным названием и тщательную разработку рецептуры, поэтому показать бургер в деталях было необходимо.

Много кадров в движении: камера наезжает на объект съемки, облетает героев ролика, трясется под биты трека Славы Мерлоу. Авторы используют эффект Bass Shake, который применяется для усиления атмосферы. Кстати, цвета «Биг Хита» близки к корпоративным: в ролике преобладают красный, оранжевый, и темно-зеленый, которые ненавязчиво отсылают зрителя к бренду. 

Постоянно в движении с LADA Vesta

Ролик LADA Vesta — одна позитивная история. Она начинается с детской традиции бросать монетку в море или фонтан, чтобы вернуться туда, где хорошо. Главная героиня оставляет зрителю место для фантазии, предлагая отправиться дальше. Реклама снята на воодушевляющей ноте, на стремлении путешествовать и двигаться вперед.

В ролике много пространства, создатели не пытаются его ничем ограничивать. В самом начале клипа — съёмка снизу и показ верхней перспективы неба. Этот прием вдохновляет, дает ощущение движения вверх. Присутствует много пролетов на фоне российских пейзажей для передачи духа путешествия, которые смонтированы не по классическим канонам, а сняты в общих планах. Цветовых решений немного, но они явно срежиссированы оператором, постановщиком и режиссером совместно. Например, красный цвет во время сцены с танцорами у фонтана в Сочи — визуальный признак того, что пора остановиться и принять решение.

«Яндекс Поиск» поможет найти все

Бесконечный поток времени, изменчивый современный мир, к которому лишь пользователям «Яндекса с Алисой» удается адаптироваться. Видео снято одним кадром, то есть сам ролик сделан без монтажа. Камера все время включена и постоянно фиксирует происходящее: приближается, отдаляется, фокусируется на деталях и переходит к другой истории. Сложность таких съемок всегда есть, у оператора нет права на ошибку.

«В большом кино этот прием используется давно. «Длинным кадром» снята картина Орсона Уэльса «Печать зла». Три минуты, ни одной склейки и целая череда событий: бомба в машине, проезд автомобиля по улицам и знакомство зрителя с главными героями. Много таких кадров можно встретить у режиссера Андрея Тарковского, который считал монтаж помехой восприятию фильма», — подчеркнул видеооператор RUPTLY.

В своем ролике Яндекс добавил компьютерную графику, изменяющую пространство. Частое решение при такой съемке, иначе просто будет скучно смотреть. Здесь использовали и способ внутрикадрового монтажа — постоянные изменения крупности плана. Плавные облеты с моушен контролем тоже не случайны, они выполняют особенную задачу — показ информационного потока, в котором меняются объекты.

«Светлая полоса» бывает разной

Имиджевая реклама S7 Airlines завязана на метафорическом словосочетании «светлая полоса». Креаторы показали, что у каждого она своя: луч света от маяка, каменная дорожка в поле, белый след от купальника на плече. Задача оператора — раскрыть полный динамический диапазон в нарезке кадров. Авторы снимали одну «белую полосу» в разных световых состояниях. Проезд на велосипеде — во время заката солнца, прыжок сноубордиста — на фоне насыщенного неба.

Каждый кадр наполнен своими звуками, которые режиссер хотел передать: зритель слышит шум моря, всплеск воды при прыжке, ржание лошади. Ролик завершается полетом самолета, еще одной «светлой полосой», которая начинается с нового путешествия. Для полноты ощущений используется знакомый сигнал включаемого табло на борту.

Нет условностям, да — возможностям

Оператор сотовой связи Yota совместно с агентством Instinct выпустил рекламу, где собрал ограничения, с которыми сталкиваются молодые люди. Главный посыл — можно идти против условностей, чтобы раскрывать свой потенциал. В ролике чувствуется динамика, здесь нет статичных кадров. Оператор не использует зум: камера наезжает на героев ролика физически, то есть переносится ближе к объекту.

«Креатив предназначен для юной аудитории, поэтому Yota старается не отставать от трендов: при просмотре создается ощущение, что в ролике применена мобильная съемка. Например, кадры со сноубордисткой, ставящей рекорды, будто сняты на телефон. Система Easyrig дает такой эффект, при этом позволяет добиться стабилизации. Более плавные проезды осуществляет электронный стедикам, который используется для съемки в движении», — отметил оператор видеоагентства RUPTLY.