Съемка на грани риска: как стрингеры добывают контент и захватывают медиарынок?

2024-05-30 14:05:54 Время чтения 7 мин 1192
Фото: Dreamstime

Стрингеры –  уникальная профессия. Их называют внештатными репортерами, которые могут работать с несколькими новостными агентствами одновременно. Таких людей ценят за особенный навык добывать контент: снимать в любую погоду и время суток, подвергаться рискам, но при этом предоставлять эксклюзивные материалы. Стрингеры отправляют фото и видео с места событий и крупных происшествий, которые раздобудет не каждый журналист.

Поговорили с Дмитрием, стрингером RUPTLY из Крыма, и узнали,  почему независимые журналисты называют себя офисными работниками, как внештатные корреспонденты взаимодействуют с видеоагентством и ощущают ли они конкуренцию в своей среде.

— Дмитрий, как проходит ваш трудовой день?

У стрингеров нет четкого расписания рабочего дня. Как правило, все планируется накануне вечером. Могут позвонить в любой момент суток, потому что Крым — прифронтовая зона, и порой бывают новости, которые приходят рано утром. Иногда нужно снимать по два-три материала в день, зато после таких периодов следуют продолжительные выходные.

— Вы бы назвали себя фрилансером?

Фрилансеры и стрингеры — это одни и те же люди. Основная их задача состоит не в реализации творчества: новостной материал должен передавать эффект присутствия, а не красивую картинку. Стрингер должен погрузить зрителя в атмосферу происходящего, Мы такие же офисные работники, потому что съемочный процесс подчиняется определенным правилам и схемам. 

— Вы ощущаете конкуренцию в своей среде?

Не думаю, что рынок на данный момент перегружен, но могу сказать, что все больше и больше людей переходят в профессию. Все зависит от профессионализма стрингера и его готовности выезжать на съемки независимо от времени суток.   Специалист в нашей области — это человек, которого можно разбудить среди ночи, и он незамедлительно отправится на место событий. Такой профессионал ценится выше, поэтому каналы не ищут других стрингеров, а продолжительное время работают с одним репортером. Главное — заслужить репутацию. 

— Почему вы решили этим заниматься?

До 25 лет я жил по четкому расписанию. Работал штурманом на корабле, где весь день распланирован по часам: подъем, приемы пищи, свободное время. Затем по стечению обстоятельств попал в медиа, и жизнь кардинально изменилась. Профессия стрингера позволяет составлять собственный график. 

— Но требования к сюжету все же есть?

Если рассматривать глобально, то ко всем сюжетам единое требование — должна быть максимально масштабно освещена тема. Основная задача — скорость и оперативность съемки, ведь необходимо доставить контент быстрее конкурентов. 

— Если брать ток-шоу, то там творчество имеет место быть?

Нет, ток-шоу — это отработка определенных задач. Если каналы заказывают не новостные сюжеты, то здесь надо приложить руку. Бывает, в редакции просят красивую картинку, например, снять прилетевших в Крым фламинго. Тут важно поймать хороший кадр, чтобы этот сюжет зацепил зрителя и набрал миллионы просмотров.

— Ваша работа бывает опасна?

Часто проходят съемки, в которые неожиданно вмешивается природа. Думаю, это общая проблема всех, кто работает с видеосюжетами. Несколько месяцев назад в Крыму был сильный шторм: погодные условия были неподходящими для съемок, но понял я это не сразу.  Несмотря на высокий риск и угрозы для оборудования, удалось устранить неполадки и все прошло благополучно.

Были ситуации, которые доходили до абсурда. Например, я приехал снимать в Евпаторию, где репортерам просто запрещали заходить в помещение.  В конфликт вмешалась полиция, и все разрешилось.

— Как вы психологически переносите неприятные сцены на местах происшествий?

Пресса приезжает позже скорой, поэтому людей с травмами на месте событий уже нет. Гораздо сложнее морально видеть близких пострадавших: после расстрела студентов в Керчи снимал похороны погибших. Я работал репортером и в годовщину трагедии, когда не было ни гробов, ни траурных процессий. Но когда видишь лица людей, которые идут к памятникам — это бьет больнее всего. Стрингер, как и любой видеооператор, пропускает это через себя. Кажется, будто через объектив переживаешь произошедшее вместе с участниками событий.

— Есть ли у вас расходы на передвижение, сами съемки?

В съемочные дни могут быть только транспортные расходы, которые агентство полностью возмещает.

— Оплата стрингера зависит от степени сложности съемки?

В RUPTLY есть четкий тариф, в рамках которого работают стрингеры. Когда я снимал потоп в Евпатории, мне озвучили более крупную сумму, чем обычно. Конечно, любая редакция понимает: чем рискованнее съемка, тем больше придется заплатить за сюжет. Часто проблемы возникают прямо во время процесса, и тогда по аналогии увеличивается и сумма оплаты. 

— Ваша работа — кладезь историй. Вспомните парочку?

Хорошо запомнились съемки археологов во время строительства трассы «Таврида». Тогда мне удалось посмотреть на то, что осталось от старого приморского города. Мы выехали из степи и попали в небольшое рыбацкое поселение, которому было более тысячи лет. От поездки остались очень яркие впечатления. 

 Профессия стрингера позволяет посетить множество мест. Кто-то из моих коллег работает в конкретном городе, кто-то переезжает из страны в страну. Помню еще один случай. В Керчи откопали плиту с историей человека, отправившегося по поручению царя на переговоры. После радостной новости об успешной поездке московский государь приказал отразить событие на мраморе и повесить на городской стене. В одном кусочке камня — целая история.

Сегодня профессия стрингера стремительно развивается. Видеоагентство RUPTLY ценит сотрудников, которые могут оперативно добыть эксклюзивные материалы. Компания предоставляет стрингерам комфортные условия для работы и с радостью принимает новых независимых журналистов в большую семью первого российского агентства видеоновостей. Если вы хотите заключить договор с RUPTLY или предложить материалы, пишите на почту [email protected].