На сегодняшний день есть три основных типа монетизации продукта: собственно продуктовая, транзакционная и рекламная. Продуктовая монетизация основана на продаже премиальной функциональности разово или по подписке. Транзакционная модель построена на получении комиссии за транзакции внутри продукта, например, за покупки на маркетплейсах или интернет-магазинах. И, наконец, рекламная монетизация предполагает показ рекламы пользователю бесплатного продукта.
Так как тема монетизации очень обширна, в этой статье я сконцентрируюсь на рекламной монетизации, которая на сегодня остается самой популярной. Данный текст будет полезен как начинающим специалистам по работе с монетизацией, так и опытным профессионалам, которые хотят освежить знания и получить новые инсайты.
Сложно переоценить значение экспериментов для настройки монетизации. Поэтому первым шагом в этом процессе должны стать вложения в качественный и гибкий сервис экспериментов, который позволит вам отслеживать эффективность новых изменений в продукте. В таком сервисе обязательно должны быть настройки для:
Для каждого варианта нужно выбрать те параметры, в значения которых вы не уверены. При этом, для эксперимента лучше заложить максимальное количество неизвестных параметров: сначала это увеличит срок реализации, но в более длительной перспективе позволит тестировать несколько вариантов одновременно.
Например, если вы не знаете, с какой частотой показывать рекламу пользователю, нужно заложить в эксперимент параметр частоты показа и запустить сразу 4 варианта на доле аудитории. Такой подход поможет сократить время проведения эксперимента, как минимум, втрое.
Добавление новых мест размещения рекламы крайне редко ухудшает продуктовые метрики. По своему опыту могу сказать, что можно смело размещать рекламу в новых местах продукта. Однако, нужно запомнить несколько правил:
Если у вас мобильное приложение, то в A/B тестах нужно учитывать изменение скорости загрузки и работы продукта, а также энергопотребление батарейки. В нашем продукте мы также смотрим на метрику FPS (frames per second), которая отвечает за плавность работы экранов приложения.
При этом небольшое ухудшение продуктовых метрик не повод заканчивать эксперимент сразу. Посмотрите, какой прирост средней выручки на одного пользователя (ARPU) дает реклама и подержите эксперимент до момента, когда кривая ретеншена не выйдет на устойчивую “полку” (плато) и стабилизируется. Из полученных в этой точке данных вы сможете точно смоделировать, каким будет соотношение прироста выручки к уменьшению ретеншена на год вперед. Это даст развернутый ответ на вопрос, стоит ли продолжать эксперимент.
Простая истина, о которой можно забыть в потоке рутины: реклама должна быть разнообразной и красивой, чтобы пользователь на нее кликнул и сделал покупку. Для того, чтобы реклама оставалась качественной, нужно постоянно пробовать разные форматы и дизайн:
На старте работы с монетизацией достаточно подключить только крупные мейнстримные рекламные сети. Нет необходимости добавлять небольшие рекламные сети, так как они не принесут большого прироста выручки. Из своего опыта знаю, что только одна из 7 новых рекламных сетей приносит статистически значимый прирост дохода.
Важно понимать, что установка рекламного кода, рекламных SDK – это лишь половина дела. Нужно уделять внимание их поддержке и развитию. Для этого обязательно создайте роль «рекламного оперейшн менеджера», который настроит алертинг метрик, будет быстро банить проблемные креативы и общаться с рекламными сетями и пользователями, отвечая на их запросы о проблемах с рекламой.
Резюмируя сказанное выше, отмечу ключевые элементы для эффективной настройки монетизации. Качественный сервис экспериментов – это фундамент, без которого сложно настроить процесс монетизации. Экспериментируйте и не бойтесь показывать пользователю больше рекламы, но при этом следите за оттоком пользователей. Не переставайте пробовать новые форматы и дизайн рекламы. Установите медиацию с основными рекламными сетями: их будет достаточно.
Надеюсь, что данная статья окажется полезной специалистам по монетизации. По крайней мере, она очень пригодилась бы мне в прошлом, потому что подобных инструкций для начинающих крайне мало!