О чем статья?
Мы неоднократно писали о том, как работать с отзывами о вашей компании: как их собирать, как отвечать на похвалу или возмущение. Реакция на них зависит от того, кто и с какой целью вам пишет: заблуждается ли пользователь, ждет ли решения своей проблемы и получения выгоды.
Однако есть еще один тип отзывов — поддельные негативные отзывы, которые сознательно оставляют конкуренты и недоброжелатели. Создать учетную запись и оставить негативный отзыв о другой компании очень просто. Но как на них отвечать, если все, что написано в комментарии, просто не соответствует истине? Как распознать фальшивый отзыв и отреагировать на него без ущерба для репутации — рассказали в статье.
По данным нашего исследования, 73% российских потребителей опираются на репутацию бизнеса при принятии решения о покупке товара. А отзывы — одна из составляющих репутационного фона компании в интернете. Поддельные негативные комментарии — один из способов нечестной борьбы конкурентов за внимание клиентов и прибыль от заказов, главной целью которого является дискредитация бренда, его продуктов или услуг в глаза пользователей.
Фейковые отзывы можно написать самостоятельно, силами штатных сотрудников компании, или заказать на бирже у копирайтеров — услуга стоит недорого и зависит от выбранных площадок. Чем строже модерация платформы, тем дороже обойдется заказ на фальшивые комментарии. Техническое задание обычно содержит все данные о бренде-конкуренте, описание недостатков продукта или услуги, ключевые слова, фотографии для достоверности и даже требования к поддельному аккаунту автора.
Заказать негативный отзыв можно за 10 минут и условные 100-300 рублей, однако компании, которая его получит, он может нанести существенный ущерб в виде потери потенциальных клиентов и прибыли. Разберем, как выявить фальшивый комментарий и что с ним делать.
К сожалению, определить, какой отзыв настоящий, а какой поддельный, не всегда просто, особенно, если фальшивый комментарий написан опытным копирайтером. Однако есть несколько признаков, по которым можно распознать фейк. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.
Если ваш случай совпадает с одним или нескольким вышеизложенными пунктами, а также если при попытке идентифицировать автора негативного отзыва, он не выходит на связь, не предоставляет данные, не отвечает вам — вероятнее всего, отзыв фальшивый.
Обработка поддельных отзывов почти не отличается от работы с реальным негативом, ведь задача одна — восстановить репутацию. Однако есть нюансы, которые необходимо учитывать.
Это главное правило, которое относится к работе как с настоящими, так и с поддельными отзывами. Чем раньше вы узнаете, что произошло, тем раньше сможете принять меры.
Кроме того, будет полезно отслеживать динамику изменения отзывов с помощью систем мониторинга: если количество негативных реакций растет, вам нужно серьезно заняться управлением репутацией. Резкий, скачкообразный рост говорит о начале информационной атаки — значит, осталось мало времени, чтобы правильно ее погасить.
Если автор не указывает никакой конкретики, пишет о товарах и услугах, которых у вас точно нет, или наоборот, знает о внутренней кухне и сотрудниках больше, чем обычный клиент — можно предположить, что это заказной отзыв.
Главное правило при реакции на такие отзывы — отвечайте на них так же, как на настоящие. На самом деле не так важно, кто написал сообщение — конкурент или ваш клиент. Если вы обвините его во лжи — разгорится скандал, который крайне негативно повлияет на репутацию. Допускать этого нельзя.
Вместо обвинений мягко узнайте у клиента, что произошло, и объясните ему ситуацию. Помните, что вы работаете не только с этим отзывом, но и с теми, кто его прочитает. Извинитесь перед клиентом и посочувствуйте ему. Попросите подробности, которых не хватает в отзыве, чтобы точно определить клиента и решить его проблему.
Если отзыв фальшивый, собеседник вам не ответит или перейдет на личности. В этом случае:
Если автор отзыва уйдет от ответа — комментарий поддельный, настоящий покупатель не откажется от предложения получить компенсацию или хотя бы предоставить больше данных для решения проблемы. Зато ваш ответ покажет компанию как ответственного исполнителя, который заботиться о репутации и своих клиентах.
На крупных площадках с отзывами существуют системы, которые автоматически отсеивают фальшивые комментарии и те, что нарушают правила. Конечно, даже если эти алгоритмы есть, они работают неидеально.
Поэтому, если вы получили однозначно фейковый отзыв, с которым бесполезно работать, — попросите площадку его удалить. Например, точно стоит удалять публикации, которые размещены только с целью скрытой рекламы, как в этом случае:
Отправляя заявку на снятие отзыва, обязательно укажите ссылку на него и убедительно опишите причины недостоверности, а где это возможно — перечислите все факторы, указывающие на фальшивость отзыва. После этого вопрос решает модератор. Так, например, в Яндекс Картах обязательно пробуют связаться с автором отзыва и запросить у него данные для идентификации. Если он не ответит — это будет аргументом в пользу того, что отзыв фальшивый.
Если у вас небольшой бизнес и мало отзывов, а несколько фальшивых отрицательных оценок испортили репутацию, расскажите об этом своим подписчикам.
Приведем небольшой кейс от Joy Hawkins:
«Недавно моя компания получила три негативных отзыва за 5 минут. Два из трех обзоров были без отзывов. Я сразу понял, что они не являются клиентами, потому что я действительно избирательно отношусь к тому, с кем я работаю.
Когда вы упорно работаете, чтобы построить хороший бизнес, приводит в бешенство, что случайный человек может уничтожить то, что строилось годами. Я бы солгал, если бы сказал, что я не очень расстроен, когда пришли эти рецензии.
Я решил опубликовать пост о трех негативных отзывах. Комментарии, которые я получил, были ошеломляющими. В итоге я получил новые положительные отзывы в результате обмена опытом с людьми. При этом я не просил мне помогать — это был просто естественный ответ от людей, которые были поклонниками моей компании. Если у вас отличная компания, то обязательно есть такие клиенты».
Чем больше у вас будет реальных положительных отзывов — тем меньшее значение будет иметь один или два поддельных отрицательных. Более того, по исследованиям, идеальный рейтинг для высокой вероятности покупок — это не 5, а 4,2–4,5.
Соберем репутационные поисковые запросы ваших потребителей, отразим тональность сайтов в выдаче поисковых систем, найдем слабые и сильные стороны компании и подскажем, как улучшить имидж.
Аудит репутации вашей компании
Напомним, как можно собирать отзывы:
Автор материала: Алина Фомичева, старший специалист по работе с репутацией в «Ашманов и партнеры»
Делимся экспертизой в сфере управления digital-маркетингом: SEO, ORM, performance в соцсетях! Подписывайтесь:
Подробнее об услугах — на нашем сайте.