В современном быстро меняющемся мире потребители стали более требовательными, и успех в маркетинге зависит от мгновенных реакций, оперативных действий и персонализированных сообщений. Про важность персонализации рассказывали в прошлой статье, а сегодня поговорим о ситуативном маркетинге. В статье рассмотрим, как использовать любой инфоповод для повышения узнаваемости бренда.
С развитием медиаиндустрии ситуативный маркетинг становится эффективным инструментом для брендов, которые стремятся укрепить отношения с аудиторией. Этот подход к маркетингу подразумевает быструю реакцию на текущие события и создание актуальных и своевременных сообщений, которые находят отклик у потребителей.
Эффективный ситуативный маркетинг опирается на следующие принципы:
Ситуативный маркетинг предполагает быстрое реагирование на любые изменения, которые могут касаться компании или ее целевой аудитории. Бренды должны быть готовы к тому, чтобы оперативно отслеживать возникающие тенденции и находить возможности для проведения соответствующих маркетинговых кампаний.
Ситуативный маркетинг должен быть актуальным и своевременным. Инфоповоды должны затрагивать текущие интересы и проблемы целевой аудитории, создавая ощущение вовлеченности.
Например, на следующий день после победы Трампа на выборах в США, круизная компания Villa Vie запустила пакет «Skip Forward». В пакете — кругосветное путешествие на 4 года, чтобы “убежать” от политики. Компания быстро и своевременно обработала инфоповод, чем привлекла к себе внимание.
Чтобы эффективно использовать ситуативный маркетинг, необходимо иметь глубокое понимание своей целевой аудитории. Бренды должны понимать, какие темы и события будут важны для их аудитории и как им следует взаимодействовать со своими потребителями.
Например, во время пандемии, компания Fitmost совместно с Олимпийским комитетом России запустила проект по бесплатным онлайн-тренировкам с олимпийскими чемпионами. Таким образом, бренд отработал инфоповод и создал полезный продукт для своей целевой аудитории.
События, которые напрямую не связаны с брендом, например, праздники, спортивные мероприятия или культурные явления, могут быть использованы для эффективного ситуативного маркетинга. Вовлечение в эти события позволяет брендам показывать свою осведомленность и устанавливать связь с целевой аудиторией в важном для них контексте.
Например, Heinz к выходу второй части «Джокера» выпустил рекламную кампанию, которая была вдохновлена образом главного героя фильма. Так, бренд отработал инфоповод выхода нового фильма и привлек к себе внимание.
Ситуативный маркетинг не должен быть ситуативным, он должен быть постоянным.
Ситуативный маркетинг — это не единичное действие, это процесс, который требует четкой системы. Он должен стать неотъемлемой частью маркетинговой кампании
Компания должна осознать, что ситуативный маркетинг — это важная составляющая её маркетинговой стратегии. Примером постоянного ситуативного маркетинга является бренд Авиасейлс. Компания отрабатывает все подходящие инфоповоды и придерживается такого подхода постоянно.
Однако стоит помнить, что у ситуативного маркетинга есть свои последствия, которые бизнес должен быть готов принять. Компаниям, не готовым к этому, лучше воздержаться от подобных стратегий.
Ситуативный маркетинг — не для всех, он всегда на грани риска. Это происходит потому, что быстрая реакция на события не всегда дает возможность брендам тщательно проверять всю информацию.
В таком подходе на первый план выходит скорость действий, а не их продуманность. В ситуативном маркетинге сроки принятия решений измеряются часами: нужно оперативно все согласовать и выпустит контент.
Успешный ситуативный маркетинг зависит от способности выявлять и использовать актуальные инфоповоды. Инфоповоды — это важные события, новости или тренды, к которым бренды могут привязать свои маркетинговые кампании, чтобы привлечь внимание потребителей.
Чтобы оперативно отслеживать и реагировать на инфоповоды нужно постоянно быть в курсе всех событий.
Например, бренд Arny Praht выпустил серию сторис в ответ на новость о выходе закона, который запрещает использование иностранных слов. Бренд быстро отреагировал на новость и использовал ее в своем контенте, чем привлек внимание аудитории.
Источники для отслеживания инфоповодов:
Нужно постоянно следить за новостями и хорошо ориентироваться в повестке. Важно читать как традиционные, так и онлайн-СМИ. Только в таком случае может сложиться полная картина новостной повестки.
Также важно уметь выделять значимые и второстепенные события. Например, выход нового закона — важное событие, а вот открытие очередного фитнес-клуба в Москве — не очень. Однако, не всегда стоит придерживаться этого правила. Иногда даже самые незначительные события получается превратить в масштабные.
Например, сотрудники Авито узнали о том, что пара, которая собирается пожениться, познакомилась на Авито, когда молодой человек продавал гирю. Казалось бы, вполне банальная новость, но компания решила рассказать всем об этой счастливой истории. Сервис также помог с организацией свадьбы, которая прошла в главном офисе Авито. Таким образом компания использовала небольшой инфоповод и привлекла к нему много внимания.
Важно отслеживать публикации авторитетных блогеров и экспертов. Также не забывайте следить за популярными хэштегами и темами, которые активно обсуждают в социальных сетях. Насмотренность и наслушанность — очень важны в ситуативном маркетинге.
Еще один популярный источник для поиска актуальных тем — телеграм-каналы. Сейчас телеграм-каналы ведут все: фрилансеры, топовые эксперты, крупные бренды, поэтому важно за ними следить и черпать новые популярные темы. Например, в телеграмме-канале MVP всегда есть свежие digital-тренды и экспертные мнения по актуальным вопросам лидеров индустрии. Таким образом, можно найти новые актуальные темы и тренды и использовать их в своей стратегии.
Обращайте внимание на маркетинговые кампании конкурентов и их использование инфоповодов для привлечения внимания. Не обязательно повторять их действия, но наблюдать и следить за их ситуативным маркетингом можно. Это поможет лучше ориентироваться в информационном пространстве.
Важно не только отслеживать инфоповоды, но и оценивать их соответствие ценностям бренда и целевой аудитории. Только в таком случае можно эффективно использовать инфоповоды.
Чтобы внедрить ситуативный маркетинг в стратегию, необходимо следовать основным принципам.
1. Глубина
Ситуативный маркетинг не должен быть самоцелью для брендов. Он должен органично вписаться в общую стратегию компании. Вернемся к компании Авиасейлс. Бренд включил в свой ДНК ситуативный маркетинг. Теперь, когда происходит любое событие, все ожидают реакции Авиасейлс.
2. Ошибки
Компания должна осознавать, что работа с ситуативным маркетингом связана с определенными рисками. Чем более активно мы реагируем на инфоповоды, тем выше вероятность возникновения ошибок. Поэтому все участники процесса должны быть готовы к этому. Если компания не готова к ошибкам — ситуативный маркетинг ей не подходит. В таком случае стоит рассмотреть другие инструменты.
3. Риски
В разработке ситуативных стратегий должны участвовать специалисты, готовые к принятию рискованных решений. В отработке инфоповода важна скорость — увидел, принял решение, отреагировал. Если каждый пункт согласовывать с руководством, все обсуждать и устраивать созвоны — инфоповод попросту пройдет.
Например, сотрудники КБ оперативно отрабатывают актуальные инфоповоды. Летом в СМИ появились сообщения о том, что в сервисах доставки еды обнаружена кишечная палочка. В ответ на это КБ в своём аккаунте в социальных сетях опубликовали пост, в котором разъяснили, где точно не может быть этого вируса.
Сегодня ситуативный маркетинг — это способность бренда оперативно реагировать на изменения, происходящие вокруг. В условиях современной турбулентности невозможно предугадать события завтрашнего дня, к ним можно лишь адаптироваться. Бренды, которые могут быстро перестраиваться и реагировать на все изменения, получают значительное преимущество на рынке.
А чтобы быть в курсе всех трендов, заходите к нам в телеграм-канал MVP. Это комьюнити digital-специалистов, где мы обсуждаем актуальные новости и делимся инсайтами от топовых экспертов.