Что влияет на ранжирование в Google: выводы для SEO-специалиста на основе внутренней документации поисковика

2024-09-03 14:49:00 Время чтения 10 мин 185

В мае 2024 года анонимный пользователь выложил в Интернет 2500 внутренних документов Google, которые содержали важную информацию об алгоритмах поисковой системы. Все эти данные были актуальны на март 2024 года. В слитой документации находится 2596 модулей с 14 014 атрибутами. В этих данных можно найти информацию об инфраструктуре сканирования, о компонентах разных систем: YouTube, Assistant, Books и т. д. Реальность слитых данных подтвердил представитель Google Дэвис Томпсон. При этом он подчеркнул, что не стоит делать выводы на основе вырванной из контекста и устаревшей информации.

Тем не менее мы сделаем краткий обзор содержимого этих данных, который могут использовать в своей работе SEO-специалисты.

Документы подтверждают старые предположения о том, что не все, о чем Google говорит в официальных релизах, совпадает с реальностью. Например, полезный контент имеет не настолько высокий вес при ранжировании, как заявляется. Или некоторые факторы, которые компания отрицает, присутствуют в документации.

Далее вы можете ознакомиться с тем, что влияет на позиции сайта в поисковой выдаче.

Возраст ресурса, имя домена, названия субдоменов

Ранее в Google заявляли, что новые сайты не помещаются в «песочницу». Тем не менее она существует. Гораздо лучше в Google ранжируются «старые» сайты, у которых есть история. В качестве подтверждения можно привести фактор HostAge, который есть в документе. Возраст сайта отсчитывается с того момента, когда его впервые посетил робот системы.

Также в Google утверждали, что структура сайта (поддомены или папки) не влияет на ранжирование. Однако это не так.

Что делать

  1. Внимательно относиться к названиям доменов. Это особенно важно, если у сайта есть региональные поддомены.
  2. Сразу купить домен и создать сайт после запуска бизнеса. В этом случае время будет работать на вашу компанию. На старте достаточно веб-ресурса даже на Tilda.

Для создания сайта, его улучшения и продвижения можно, например, использовать конструкторы и другие инструменты, которые предлагаются в маркетплейсе click.ru.

Сила бренда

Google отслеживает упоминания бренда в интернете и на их основании делает вывод о популярности компании. Причем ссылки на ваш сайт не обязательны.

Что делать

  1. Вкладывать деньги в классический PR, чтобы повышать узнаваемость.
  2. Включать в семантическое ядро больше брендовых запросов.
  3. Создавать инфоповоды и другими методами увеличивать количество упоминаний компании в СМИ.
  4. Вести свои социальные сети, блоги, создавать и поддерживать тематические сообщества вокруг бренда.
  5. Устанавливать интеллектуальное лидерство за счет уникальных исследований, которые затем будут цитировать в отраслевых СМИ.

Поведенческие факторы

Ранее считалось, что в Google уделяют гораздо меньше внимания поведенческим факторам, чем в Яндексе. Если руководствоваться данными слива, это не так. Представители Google обтекаемо упоминали, что пользовательский опыт важен, но всегда отрицали, что, например, показатель отказов может повлиять на позицию в выдаче. Ниже приведем данные, как система работала на март 2024 года на самом деле.

  1. Информацию о переходах, кликах и действиях посетителей Google получает не только из Analytics, но и из Chrome. На это указывают данные из модуля ChromeInTotal. При этом ранее использование данных из браузера отрицалось.
  2. Для передачи информации используется система NavBoost, которая способна оценивать «качество» кликов. На основе полученных от Google данных она делит клики на «хорошие» (GoodClicks), «плохие» (badClicks), «долгие» (LastLongestClicks) и т. д.
  3. Существует алгоритм, который предотвращает клик-спам — NevaBoost. Если у пользователя есть история в Google Chrome, его включают в категорию доверенных. Если ее нет, он становится недоверенным. Клики от недоверенных пользователей не учитываются. Именно поэтому поведенческие факторы так сложно накрутить.
  4. Тег title очень важен, потому что функция titlematchScore оценивает полноту соответствия заголовка пользовательскому запросу.
  5. В Google есть инструмент EWOK, который можно сравнить с Толокой от Яндекса. То есть качество выдачи оценивают и реальные люди. Система ориентируется в том числе и на такие «отзывы», а не только на алгоритмы.

Что делать

  1. Работать над юзабилити. Для этого можно создать понятную и простую структуру, продумать навигацию, заняться перелинковкой.
  2. Внедрить элементы, которые будут удерживать пользователя на сайте. Это могут быть фотографии, видео, квизы, калькуляторы и пр.
  3. Сделать максимально привлекательными первый и второй экраны. Для этого достаточно использовать качественный визуал и дать релевантную информацию. Пользователь должен сразу понимать, куда он попал и что он здесь получит.
  4. Внимательно относиться к метатегам, прописывать их в максимальном соответствии с содержанием страницы. Можно использовать совсем немного кликбейта без лжи, чтобы получить больше кликов, чем у конкурентов.

Ссылочные факторы

Разнообразный и соответствующий запросу пользователя ссылочный профиль положительно отражается на позиции в выдаче Google. Причем у сайтов с высоким рейтингом доверия (трастовых) спамные анкоры не считаются таковыми.

  1. Компонент PageRank до сих пор важен в работе поисковика. Он особенно высоко ценится для главной страницы. Если известные сайты ставят ссылку на ваш сайт, это очень сильно влияет на PageRank.
  2. Google ранжирует ссылки по 3 категориям качества: высокое, среднее, низкое. Чем больше кликов, тем выше категория. Если упростить, то каждый клик по ссылке улучшает ее качество. Когда кликов нет, ссылка маркируется низкокачественной.
  3. Google может оштрафовать, если ссылочная масса приросла резко и очень сильно (ссылочный взрыв).

Что делать

  1. Стараться получать ссылки только с авторитетных ресурсов. Лучше получить 2 линка из статей, размещенных в больших СМИ, чем 20 из мелких неавторитетных источников. На оценку донора влияют трафик и число ссылок на главную.
  2. Давать ссылки только на качественные материалы.

Актуальность и высокое качество контента

Эти параметры традиционно считаются самыми важными, но из документации это не очевидно.

  1. Ранжирование действительно зависит от E-E-A-T-факторов. Из документов невозможно понять, как влияют элементы этого алгоритма. Точно ясно только то, что Google хранит данные об авторах контента и выдает им разные уровни авторитетности.
  2. Поисковик учитывает характер публикации: есть ли в ней личной мнение, уникальные данные или это просто рерайт статьи из топ-5.
  3. Google учитывает, насколько актуальный контент на странице. Для этого поисковик смотрит на даты в URL, тексте, подписях.
  4. В категории YMYL (Your Money Your Life), к которой относятся финансы, медицина, новости, при ранжировании главным фактором является уникальность текста. Причем из документов ясно, что Google располагает классификаторами, отдельно оценивающими YMYL News и YMYL Health.
  5. Google видит, какие темы и микроподтемы освещаются в контенте. Благодаря NLP он определяет, покрывают ли они содержание запроса пользователя.
  6. Специальная метрика оценивает весь контент на сайте целиком, выдавая средний балл. Из-за этого одна статья может испортить рейтинг всему сайту, даже если все остальные материалы хорошие.

Что делать

  1. Учитывать, что написанием статей должны заниматься авторитетные авторы. Особенно важно, чтобы они писали статьи для YMYL. При этом обязательно указывать авторство.
  2. Правильно размечать данные на страницах авторов, чтобы затем передавать их в Google.
  3. Делать апдейт статей каждые 3—6 месяцев. Чем более конкурентная ниша, тем чаще нужно обновлять материалы.
  4. Подавать поисковику специфичные для вашей сферы деятельности сигналы. Например, новостное издание должно постоянно публиковать свежий контент.
  5. Следить за тем, чтобы в контенте покрывались все микротемы, затронутые в заголовке.
  6. Отвечать на запрос пользователя. Если он пришел узнать о «пузыре доткомов», он должен получить всю полезную информацию о причинах, последствиях, участниках и т. д. Если потребности пользователя, по мнению поисковика, не закрываются, статья пессимизируется в выдаче.
  7. Размещать уникальный контент, в котором тема раскрывается с нового ракурса.