Это ФАС, откройте! Что происходит, когда пренебрегают дисклеймером

2024-08-27 10:37:51 Время чтения 7 мин 253

Без лишних предисловий предлагаем мини-подборку свежих судебных разбирательств, в которых участвуют крупные рекламодатели и Федеральная антимонопольная служба. Все рассмотренные дела касаются такой мелочи, как дисклеймер (что это и зачем нужно — читайте здесь).

«Альфа-банк» и легкая недосказанность

В феврале-апреле 2024 года «Альфа-банк» запустил рекламную кампанию своей дебетовой карты с УТП о переводах и платежах без комиссии. Реклама была в эфире ТВ-каналов «Первый», «ТНТ», «Пятница», радиостанций «Русское Радио» и «Юмор ФМ» и на платёжных терминалах банка.

Ролики немного отличались по тексту, но основная мысль была такая: 

«Альфа-Банк первым в России отменил все комиссии за переводы и платежи. Никаких комиссий и ограничений. Закажите бесплатную дебетовую Альфа-Карту. Не просто выгодно, Альфа Выгодно. АО «Альфа-Банк». 

Согласно закону реклама банковских продуктов должна сопровождаться дисклеймером, в котором будут указаны условия и стоимость пользования этим продуктом, а также источник, где будут указаны тарифы и правила (обычно это сайт банка).

«Альфа-банк» готов был не брать комиссию за переводы и платежи с клиентов только в первые 2 месяца после открытия дебетовой карты. Дальше нужно было либо платить 149 рублей в месяц за опцию «Бесплатные переводы», либо тратить от 10.000 рублей с картой «Альфа-банка» ежемесячно. Платежи оставались бесплатными.

Дисклеймер с условиями в ТВ-роликах занимал 4% рекламной площади кадра и состоял из трех частей, каждая демонстрировалась по 3 секунды. А вот в радиороликах и в рекламе на терминалах дисклеймер занимал 0% рекламного креатива, потому что его не было.

Реклама нарушала часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», т.к. в ней отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, т.к. искажался смысл информации и вводились в заблуждение потребители рекламы. ФАС признал эту рекламу ненадлежащей и предписал прекратить её распространение. Полный текст решения по делу здесь.

«ДокДок Территория Здоровья» и забывчивость

В январе 2024 сервис по поиску врачей «СберЗдоровье» размещал рекламу медицинских услуг. Рекламных макетов было много: приём врачей-специалистов, лечение заболеваний, сеть клиник, комплексные обследования. При этом ни один креатив не содержал пометку «Реклама» и информацию о рекламодателе, хотя должен согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».

Также согласно части 7 статьи 24 того же закона реклама медицинских товаров и услуг должна содержать дисклеймер с предупреждением о противопоказаниях и необходимой консультации врача.

Было ли это указано, как думаете?

Правильно, нет.

За отсутствие дисклеймера, пометки «Реклама» и информации о рекламодателе юрлицу полагается штраф до 500 тысяч рублей. В ходе разбирательства было установлено, что рекламодатель «ДокДок» совершает подобное нарушение впервые, поэтому суд заменил штраф на предупреждение и предписание прекратить её распространение.

Пронесло, так сказать. Полный текст решения читайте по ссылке.

«Сбер», мелкий шрифт и немелкий штраф

В декабре 2023 года «Сбер» запустил рекламу вкладов под 16% годовых на ТВ-канале «Петербург - 5 канал». При этом цифра 16 и значок процента были изображены крупно, а дисклеймер с условием быть зарплатным клиентом, внести на вклад не менее 100 тысяч рублей, иметь подключенную подписку «СберПрайм+» и иметь максимальные остатки на всех своих рублёвых вкладах — мелким. Причем, это были не все условия, т.к. дисклеймер был разбит на три части, каждая демонстрировалась по 5 секунд и занимала всего 7% рекламного поля.

Получается, что хотя формально «Сбербанк» указал условия в дисклеймере, его размер и продолжительность трансляции оказались настолько малы, что потребители не могли их нормально прочитать и понять. Из-за этого они не получили полную информацию, т.е. были введены в заблуждение. Если реклама вводит в заблуждение, она недобросовестная.

Короче говоря, если дисклеймер есть, но его невозможно прочесть, то его нет: нарушена часть 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Для «Сбера» это нарушение было уже не первым (банк получал штрафы на 600 и 105 тысяч в июле и сентябре 2023 г. соответственно), а значит предупреждением, как в случае с «ДокДок», было уже не отделаться. «Сбербанк» подавал ходатайство о признании нарушения малозначительным, но ФАС отклонил его и назначил штраф в размере 500 тысяч рублей. Полный текст постановления доступен в базе решений ФАС.

ТВ — не наружная реклама

Логически и фактически — да. Но требования закона едины для всех маркетинговых каналов. Дисклеймер нужен и на ТВ, и на билборде, и в баннере на сайте, и в посте у блогера. Обратите внимание, что во всех случаях о нарушениях сообщали обычные люди. Благодаря их бдительности кто-то не столкнулся с обманутыми ожиданиями.

На всякого изобретательного рекламодателя найдётся свой юридически подкованный рекламопотребитель.

В «Аффикс Групп» все рекламные макеты и ролики проходят проверку юристов, которые знают закон «О рекламе» со всеми его поправками, дополнениями и сносками мелким шрифтом.

P.S. 7 августа было заседание по делу об отсутствии дисклеймера в рекламе недвижимости через Яндекс.Директ. Как опубликуют — напишем. Подписывайтесь на наши полезные рассылки, чтобы не пропустить.

Источник: сайт РА «Аффикс Групп»