Мой топик – это идеи, посетившие меня в рамках ЧМ по футболу и ретранслированные на премию btl-индустрии «Серебряный Меркурий». Я не приравниваю Серебряный Меркурий по значению к ЧМ, но очевидно, что авторитет этого конкурса растет из года в год. И моя функция как Президента РАМУ - всемерно развивать и популяризировать СМ.
Надеюсь, что тревожащая тема судейства на ЧМ привлечет и к поднимаемой мной теме внимание большого количества читателей, и моя функция будет выполнена :)
Две серьезные ошибки судей в матчах Германия - Англия и Аргентина - Мексика привели к широкому обсуждению темы «объективности» судейства в футболе. Мнение ФИФА заключается в том, что не стоит перекладывать решение вопроса «был – не был» офсайд или гол на технические средства, а решение должно приниматься арбитром, что, по сути, является отрицанием технического прогресса. В теннисе этот вопрос решен противоположным образом - попал ли мяч в площадь корта, решает компьютер. Но в данных примерах ситуация должна трактоваться однозначно: «да» или «нет».
В случае с Серебряным Меркурием члены жюри оценивают работы по шкале «нравится больше – меньше». И субъективность оценок есть объективная реальность. Самый похожий спортивный пример – это судейство фигурного катания, которое осуществляется на основании баллов. Соответственно, моя идея – это, так же как и в системе судейства в фигурном катании, сделать оценки экспертного совета и жюри публичными, размещая их на сайте РАМУ.
Я получил жесткую критику этой идеи от многих оппонентов. Основной посыл заключается в том, что тем самым мы поставим авторитетных членов жюри в двусмысленное положение, как бы, заранее не доверяя им, предполагая их ангажированность и необъективность.
Я согласен с тем, что теоретически такая мыслишка может быть. Но ведь приглашая в жюри премии, мы отбираем самых авторитетных специалистов, признанных профессионалов, в объективности которых мы не должны сомневаться. Тогда почему могут возникать сомнения в объективности?
Давайте говорить откровенно. Мы все настолько привыкли, что в нашей стране всё продается и покупается, что ни у кого не может быть даже мысли, что какой-то конкурс может быть «непродажным». Если мне не удалось «купить статуэтку», значит в следующем году надо «заплатить больше» ... Давайте обратим свой взгляд в сторону спорта, раз уж сегодня привязываемся к нему... Там та же картина: договорные матчи на самых разных чемпионатах, необъективное судейство в пользу одних или других спортсменов, команд, стран, спонсоров.
В этом году ко мне обратилось несметное количество моих «друзей» и «друзей моих друзей» с вопросом «как им получить статуэтку Серебряного Меркурия». Естественно, все были вежливо посланы на "..." . Через месяц после церемонии со мной обедали представители одного из самых крупных наших агентств с вопросом: «как получилось, что они получили статуэток меньше, чем сами рассчитывали, а другие получили так много». Выслушали мою версию про независимость жюри, поулыбались, но по их глазам я понял, что не поверили...
Предполагаю, что на Серебряный Меркурий подается так мало работ из регионов потому, что их руководители думают, что они не смогут заплатить ТАКУЮ взятку, какую могут себе позволить федеральные и сетевые агентства.
Это реальность, в которой мы живём. Не отдавать себе отчет в этом – очевидная глупость. Но и моё желание независимости Серебряного Меркурия - такая же для меня очевидность.
Такое же желание было и у предыдущего Президента РАМУ Сергея Моисеева. Только Сергей пресекал все разговоры о возможной необъективности конкурса, считая, что «жена Цезаря выше любых подозрений». Я же готов открыто дискутировать на эту тему, привлекая членов жюри и общественность к обсуждению. Ведь признанная прозрачность жюрения придаст конкурсу больший авторитет.
Итак, возвращаясь к публикации оценок жюри. Если член жюри собирается голосовать объективно и честно, то почему он может возражать против того, чтобы его оценки стали бы известны? Из-за того, что так не было раньше?
Мне очень важно мнение читателей Состава по этой проблеме. Буду рад вашим комментариям и предложениям.
Заранее спасибо!