Я считаю Лондон одним из самых своих любимых городов. Здесь хорошо и жить, и работать. Однажды, я осуществил свою мечту и переехал с семьей в Лондон. Теперь так и живу: две недели на туманном Альбионе, и две недели в Москве.
Поскольку многое из происходящего в Лондоне вызывает интерес в среде активных российских граждан, я и решил немного поделиться с вами своими наблюдениями: о лондонской прессе, рекламе и местных пиратах.
В последние два года кризис очень сильно ударил по лондонской прессе (с точки зрения падения рекламных денег, увеличения стоимости распространения и производства, и т.д.). Специалисты говорят о том, что настолько плохой ситуации не было уже лет 45. Не выдержав финансового давления и погрязнув в долгах (потери составляли более £1миллиона в месяц), Daily Mail & General Trust подешевке (за 1£) продали большой кусок Evening Standard русскому миллиардеру А. Лебедеву. Сделано это было в надежде на сохранение качественного журнализма в стране.
Однако в октябре Стандарт стал бесплатной газетой, перестав требовать 50 пенсов за каждый экземпляр. Стоит объяснить, что Evening Standard распространялась почти на 50% по подписке в центральном Лондоне, оставшийся тираж распродавался с лотков как горячие пирожки. Событие это вызвало достаточно шумную и неоднозначную реакцию. Некоторые видели в этом гениальный бизнес ход гениального русского, другие высказывали опасения, что с приобретением бесплатного статуса газета потеряет присущее ей качество и станет очередным желтым листком, с засильем рекламы внутри.
На сегодняшний день Стандарт - бесплатный. Увеличив объем выпуска с 400К в день до 600К в день. В планах увеличение ежедневного тиража до 800К и даже до 1млн. Соответственно, должны были увеличиться и рекламные расценки. Увеличились или нет – не знаю. Однако объем размещенной рекламы пока не увеличивается (то место, которое эта реклама занимает на полосе), более того, т.к. газета стала бесплатной, рекламодателей все сложнее убедить в том, что они работают с нужной им целевой группой (газета сметается всеми подряд, кто живет в центральном Лондоне). А это, по слухам, ведет к затруднению процесса продаж рекламных площадей. В результате, происходят и некоторые изменения – сокращено количество выпусков в сутки (утренний News Extra перестает выходить с января 2010 года).
Вполне возможно, что скоро А. Лебедев решит и эту проблему так же, как он решил проблему повышения затрат на бумагу - при росте тиража на 200К в сутки затраты на бумагу первоначально выросли на 33%. Однако предприимчивый Лебедев принял решение сократить длину страницы на 2 см, что позволит сэкономить на бумаге больше £2 млн в год.
Из-за того, что газета стала бесплатной, многие люди перестанут ее читать (например, те лондонские подписчики, кто проводят основное время дома и не выбираются в центральный Лондон – они раньше получали газету домой). Теперь эти читатели благополучно переключились на другие платные газеты – Guardian и Observer.
Многие полагают, что отмена одного из выпусков газеты сигнализирует о начале конца Стандарта. По мнению обозревателей, происходит это по той причине, что Стандарт сильно недобирает рекламных денег и не в состоянии обеспечить два выпуска в сутки.
Вообще, в Англии активно формируется общественное мнение, что информация не может быть бесплатной. Люди видят, что содержание газеты стоит денег и готовы платить за номер от 20 пенсов до 1 фунта. Данная цена за оперативную и аналитическую информацию (чем славился Стандарт) признается лондонцами «справедливой»… У многих изданий появились платные сайты, и это тоже считается эпохой времени.
Какие вещи лондонцев раздражают? Раздражает очень агрессивное поведение организаций правообладателей, ведущих насмерть войну с «видео- и аудио-пиратами». Но поскольку настоящих пиратов взять не могут (ситуация с владельцами Пиратской Бухты напомнила мне лезших на рожон Ходорковского-Лебедева), то хватают какую-то лохушку - домохозяйку и штрафуют ее на десятки/сотни тысяч фунтов, что опять же напоминает показательные сталинские публичные процессы 30-х годов. Раздражают как несправедливая строгость наказаний, так и жирующие студии звукозаписи, тратящие гигантские деньги на армию высокооплачиваемых юристов. Раздражают еще пока никому неизвестные, или только начинающие приобретать известность, старлетки и старлюки, которые разъезжают на дорогущих автомобилях, постоянные презентации с шампанским, ночная жизнь с публичным сексом, раздражает демонстративное выставление напоказ этого образа жизни в желтой прессе. Особенно этим отличаются американцы, англичане скромнее. Соответственно формируется общественное мнение, что запредельно завышенные цены на аудио- видео-контент «общественно-несправедливы», и объясняются исключительно монополией право (или лево) обладателей.
Сейчас все покупают Full HD телевизоры и Blu-ray плееры. Соответственно нужны диски. Розничная цена диска составляет в Tesco £15-18. Но ведь всё равно была уже произведена съемка фильма, а его перекодировка в блю рэй не превосходит по цене стоимости перекодировки в стандартный DVD. Стоимость производства самого диска, полиграфии и упаковки не превосходит 60 pe. Стоимость «законного» скачивания составляет от 7 до 10 фунтов.
Почему такая высокая розничная цена? Как Вы думаете, кто виноват?..
Ответ вызвал смех: потому что «рекламисты» «заставляют» нас платить эти деньги… И как только появляется слово «рекламисты», тут же им припоминают ВСЕ обиды - у нас были видеомагнитофоны, нас «заставили» перейти на DVD, купив соответствующую аппаратуру, и полностью сменить коллекцию с кассет на диски. Теперь история повторяется и опять за наш счёт. При этом цена вопроса серьезно вырастает, потому что выросли аппетиты правообладателей, а «рекламисты», как и юридические акулы, идя у них на поводу, нас «зомбируют и раздевают»…
Еще раз, люди готовы платить деньги за информацию, но не за «правообладательный» шантаж. Внутренний протест начинает проявляться в частной жизни простых супер законопослушных англичан. Как-то утром, после того как сдали детей в школу, ко мне подошел один из отцов - банкир, работающий в Ист-энде, и попросил как-нибудь подъехать к нему домой, помочь разобраться с «русским» сайтом. Он рассказал мне, что нашел русский сайт с богатейшим выбором Blu-ray дисков для скачивания, и просит научить его, как это делать… Выясняется, что он нашел украинский трекер HDClub, на котором выложено несколько тысяч (!) разных дисков на любой вкус. С местной высокой скоростью скачивания такой фильм можно скачать за час-полтора, и наслаждаться им так же как и настоящим диском. Если этим пользуется очень обеспеченный человек, то в среде «индусов» процветает горбушка…
Что получается сегодня? Пираты делают всё так, как надо потребителям...
Правообладатели ставят палки в колеса. Но это не может продолжаться до бесконечности. Всё развивается очень быстро и прогресс невозможно остановить. Пример компании Apple показывает, что тот, кто найдет компромисс между удобством потребителей и претензиями правообладателей, заработает очень много.
И возвращаясь к Александру Лебедеву, хочу пожелать ему успеха. Ведь по получившемуся результату англичане станут судить о том, кто такие лондонские русские: такие, каких я знаю большинство – умные добропорядочные заслуженные ребята или такие, как герои фильма Guy Ritchie Rock n Rolla – Юрий Умович и его подручные Петя и Танк.