Мне очень часто за последние пару лет пришлось бороться с практикой называния наших маркетологов гурами. Кто-то один назвал другого, а тот потом в знак благодарности в обратку первого. И пошло и поехало. Все мало-мальски чего-либо добившиеся в маркетинге персонажи (или в реальности не добившиеся, но хорошо себя пропиарившие) с удовольствием готовы были стать или гуру в отдельном маркетинговом миллиметре (гуру копирайта) или сантиметре (гуру рекламного образования)… Так легче было продавать наши проекты, выступления на конференциях, написанные книги…
Что такое «гуру»? На востоке это просто учитель, т.е. любой преподаватель школы или ВУЗа, любой публичный консультант или лектор - гуру. Но в западной традиции, к которой тяготеет и Россия, понятие «гуру» означает Великий эксперт. Причем именно Великий с большой буквы (пользуясь метрическими сравнениями – размером с экватор, т.е. 40 000 км). Естественно, всё это очень субъективно, и для каждого свой размер.
Для меня лично в маркетинге есть три «гуру»: Филипп Котлер, создавший теорию маркетинга; Дэвид Огилви, создавший рекламу как бизнес и Джек Траут, создавший теорию позиционирования. ВСЁ!
В России «гуру» не может быть просто потому, что мы работаем в рекламе в соответствии с западными теориями и правилами или учим других (пишем книги и т.п.) тому, что придумано не нами. Это не значит, что мы не можем эти дела делать очень хорошо, талантливо и успешно. У нас есть гениальные креативщики (Лутц – Фейгин - Степанюк), блестящие бизнесмены (Коробков – Слуцкий - Коптев), успешные образователи (Евстафьев - Ширяев), правда я не встречал ни одной книги, меня поразившей. Но по гамбургскому счету гуру нет и быть не может.
Мне повезло по жизни. Я познакомился со многими великими маркетологами, к которым отношу Стена Рапа, Эда Неша, Ховарда Драфта, Мартина Сорелла и других. С кем-то общение тянется в течение многих лет, с кем-то продолжалось в течение часа. Но любое общение с людьми такого уровня дает для саморазвития очень многое, правда только в том случае, если Вы сами готовы воспринять их идеи.
Поэтому, когда я узнал, что Траут приедет в Россию, я понял, что не смогу, не имею права не пойти на его выступление. При этом я очень вменяемо отдаю себе отчёт в том, что вряд ли для себя узнаю там что-то принципиально новое. Всё что он мог, он уже придумал и сказал, а я внимательно прочитал, выучил и впитал. Сейчас это пережевывание старого. Да отретушированная, сдобренная новыми актуальными (и главное российскими!) примерами старая теория позиционирования. Но идти мне (и людям подобным мне) туда НАДО! И не важно, сколько это стоит, потому что такого рода события могут быть один раз в жизни. Просто потому, что он гуру без кавычек. Чтобы прикоснуться к нему, впитать его ауру, чтобы потом, представ в воротах рая перед апостолом, иметь возможность сказать: «я своими глазами видел гуру!». Чтобы иметь возможность сказать об этом своим детям или коллегам. А если кому-то удастся сфотографироваться вместе с человеком такого масштаба - это надо сделать обязательно.
А маркетологам, незнакомым с теорией позиционирования, не посетить траутовскую лекцию – профессионально-смертный грех. Моя дочь сейчас учится рекламе в ВУЗе Евстафьева-Макарона. Я обязательно возьму её с собой на Траутовский мастер-класс, чтобы она не только имела возможность, потом рассказать об этом моим внукам, но и потому, что для нее это будет большим прорывом в образовании. Потом, когда она будет изучать его книги, она будет понимать его гораздо лучше.
Чего и вам советую.