Всем привет! Меня зовут Антон Фортин. Около 5 лет я успешно применяю свои знания маркетинга в различных нишах бизнеса, 2 из которых я посвятил развитию IT-компаний. Сегодня я решил рассказать историю одного из таких сотрудничеств.
Сделаю небольшую ремарку. В целях сохранения коммерческой тайны точных цифр по продажам, название компании, ссылок на ресурсы предоставить здесь не могу. Если будут вопросы пишите мне в телеграм.
В 2020 году я пришел в компанию IT-разработчика систем дистанционного обучения (LMS). Тех, что используются для студентов вузов, центров ДПО, обучения сотрудников внутри корпораций и так далее. В тот момент у компании был старый сайт, который чуть продвигался по SEO + клиенты, которые приходили по сарафану — до 10 лидов в месяц. Поэтому от директора я услышал такую задачу — начать продвигаться с помощью маркетинга и подготовить платформу для продвижения собственных продуктов компании.
Скажу сразу. Маркетинг это не просто реклама и продажи. Маркетинг история системная, где есть множество каналов, рычагов давления и подключенных к ним инструментам. К слову об этом мы и рассказываем в нашем телеграм-канале.И только благодаря такому подходу получился результат, о котором идет речь. Проделанную работу я отразил на майндмэпе ниже:
А теперь по порядку…
Когда я пришел, никакой стратегии у компании не было. Зато было видение собственника бизнеса. Поэтому первое, что мы сделали — перевели образ на бумагу и провели анализ того, что есть.
А был у нас сайт на стареньком шаблоне WordPress, очень крутая команда разработчиков и ее ответственный подход к своей работе. Я провёл SWOT-анализ и хорошенько прошерстил рынок: как на нем продают, кому продают и какими методами.
Когда я пришел, никакой стратегии у компании не было. Зато было видение собственника бизнеса. Поэтому первое, что мы сделали — перевели образ на бумагу и провели анализ того, что есть.
А был у нас сайт на стареньком шаблоне WordPress, очень крутая команда разработчиков и ее ответственный подход к своей работе. Я провёл SWOT-анализ и хорошенько прошерстил рынок: как на нем продают, кому продают и какими методами.
С помощью тайного покупателя узнал, как работает маркетинг конкурентов. Для этого мы создали новый почтовый ящик, слегка переделали ТЗ одного из клиентов, зарегистрировали домен, поменяли номер телефона и начали прозванивать конкурентов. Да, вот такие подлецы (во благо бизнеса ;).
Кабинетный анализ конкурентов:
Этим не ограничились — с некоторыми назначили встречи, где нам провели презентации, показали кейсы и сделали коммерческие предложения. На основе данных я составил таблицу, где сравнил конкурентов. Так стало ясно, что стоимость услуги нашей компании конкурентоспособна. Причем конкурировать можно даже с крупными игроками.
Новости хорошие, продолжаем. Далее я собрал всю инфу и подготовил стратегию.
Бизнес стратегия: увеличить рост среднего чека за счет привлечения enterprise сегмента.
Маркетинговая стратегия: донести до сегмента enterprise свою экспертность в сфере через социальные доказательства (кейсы, отзывы, полезный контент) и правильную визуальную и смысловую упаковку (сайт, коммерческие материалы и тд). Использовать максимальное количество инструментов для того, чтобы клиенты приходили в компанию уже “прогретыми”. Тут обошелся без умных формулировок Портера. Главной задачей маркетинга стало замещение навыков продаж в компании.
Часть подготовленной стратегии:
Сайт сделали на Wordpress, а чтобы придать ему современный вид использовали плагин Elementor.
Структуру сайта составили:
Создали презентацию компании с ссылками на отзывы и кейсы. Для позиционирования использовали инфу, полученную от постоянных клиентов в результате кастдева.
Коммерческие материалы до проработки выглядели так:
После так:
Оценивая прошлый опыт, мы поняли, что самые крупные клиенты приходят с SEO. Поэтому при подготовке сайта учли все ключевые слова и подключили плагины, чтобы картинка была привлекательной и приятной.
Помимо этого сделали закупку внешних ссылок, карточки в Google и Яндекс.Бизнес. Выбрали стратегию постоянного обновления контента – каждый месяц публиковали 10-15 статей.
Сначала тексты писались по ключевым словам, чтобы поисковые системы фиксировали активность. При этом статьи проверялись экспертами, содержали пользу и были уникальными. В итоге за 1.5 года сначала результаты дал рост трафика в Яндексе 12 раз. 75 уников до 965. А вот как только количество контента перевалило за 50 единиц, начал выстреливать и Google. На нем удалось увеличить трафик примерно с 212 уникальных посетителей в месяц до 2200.
Блог на сайте:
Чтобы забить максимально большое пространство в поисковой выдаче и привлечь новые заявки, мы запустили еще и контекстную рекламу в Яндексе и Google. В результате, когда потенциальный клиент гуглил запрос, он видел сначала нашу рекламу, потом наши статьи, сайт и форму обратной связи. Из 15 строчек выдачи мы занимали первые 4-5.
Рост трафика из поисковых систем в разрезе 2-х лет:
Количество целевых лидов удалось увеличить с помощью этого канала от 2-3 в месяц до 15-20 в месяц.
Также мы решили контентом привлечь людей, которые входят в отдел принятия решений в компаниях клиентов. Это руководители отдела обучения, методисты, HR-директоры, айтишники и т.д. Поэтому в блоге стали появляться материалы именно для них.
VC.ru:
C помощью постоянной генерации контента, отвечающего тенденциям рынка и интересам пользователей удалось раскрутить блог на площадке VC.ru.
Кстати тут есть чем похвастаться - самая успешная статья набрала более 110 000 просмотров и более 300 комментариев. В телеграм за небольшой промежуток времени подписалось более 100 человек. А мы сидели с довольной улыбкой) Не забывай и ты заходить в наш телеграм-канал, чтобы мы тоже были довольные.
Но конечно, этого было мало.
Телеграм-канал
Опросив клиентов мы узнали, где они потребляют проф. информацию. Создали телеграм-канал и с помощью статей на VC.RU и Spark привлекали туда аудиторию. Довольно успешно — на момент описания кейса у нас 987 подписчиков. Кроме перегона трафика с площадок использовали следующие методы продвижения:
YouTube
Также брали интервью с экспертами рынка в видеоформате, публиковали скринкасты и ликбез по настройке систем, которыми и занимается компания, в YouTube. На данный момент на канале 6000 просмотров, за которых мы заплатили ровно 0 рублей. Сами договаривались с участниками будущих видео, а после даже просили их сделать репост. Так аудитория продолжала расти.
Немного аналитики:
Маркетинг ключевых клиентов = привлечение напрямую.
Мы поняли, что с крупными клиентами и партнерами важно связывать самостоятельно. Мы их прозвонили с помощью колл-центра + сделали таргетированную рассылку. После этого с нами вышли связь такие IT компании как Softline, Terralink, Галактика и тп. В итоге провели 15 встреч, получили 5 договоренностей.
В течение 3-х месяцев был заключен контракт на 400к, а дальше около 2-3 заявок ежемесяно поступало именно от тех компаний, с которыми мы связывались ранее. Поддерживать дальнейший контакт нам помогали: профиль в LinkedIn, email-рассылка и ведение социальных сетей.
До начала работы ни воронки, ни системы продаж у компании не было.
1. Первое – создали воронку, продумали как будем закрывать клиентов, какие предложения будем делать и на какие боли жать. Подстроили кейсы под отрасли клиентов.
2. Второе – настроили CRM, где сделали автоответы с брифами. В какой-то момент заявок стало так много, что директор и менеджеры не успевали отвечать. Решили в первую очередь сотрудничать с крупными компаниями и теми, кто уже сформировал четкое ТЗ.
Из CRM решили использовать Битрикс 24:
Первоначально отчетность вел в таблице excel, плюс подключал Яндекс.Метрику и Google Analytics. После этого было решено делать сквозную аналитику по сделкам в битриксе и сравнивать ее со сквозной аналитикой таблицы Excel.
Примерно через год, когда все гипотезы были проверены, а выводы сделаны, мы решили заново провести анализ. Опросы и интервью, записи встреч и телефонных разговоров –– использовалась вся информация, которой мы обладали. В итоге исправили ряд ошибок, подкорректировали сегменты ЦА и продумали путь клиента. Для этого была подготовлена карта пути клиента (CJM).
Однажды я заметил, что у нас висит много заявок, которые не закрываются сделками. «Висел» целый сегмент — центры дополнительного профессионального образования. В ходе анализа выяснилось, что причина в том, что им не подходит цена услуги по кастомизации системы. Им требовалось недорогое коробочное решение. У нас такого еще не было. А они хотелииии :D
Поэтому я сделал анализ конкурентов, сформировал требования, составил ТЗ и попросил выделить для этой задачи разработчиков. Коробка была успешно создана. Сайт и нейминг тоже. Заказчики получили решение, которое их удовлетворило, а наша компания дополнительно получила за полгода + 700к. Но к сожалению, дальше по политическим причинам было решено прервать продажи продукта.
Аналитика конкурентов по функционалу:
1. Трафик и SEO
2. Контент и подписная база
3. Лиды
4. Продажи
Подытожить хочу тем, что путей для роста компаний немало, но выбрать один инструмент маркетинга = осознанно лишить себя успешного результата. Пробуйте, гипотезируйте, не бойтесь проверять свои идеи и не бойтесь ошибаться в них. Я перепробовал сотни способов, десяток в лучшем случае дюжина дала результат.
Я лишь могу сказать, что цели в этом кейсе я достиг. До трети оборота компания делает на входящих заявках. И только оставшаяся часть — это те самые сарафаны и наши постоянные клиенты. Руководитель компании может быть уверен в том, что если кто-то из основного состава клиентов компании отвалится, то компания останется на плаву и продолжит развитие.
Присоединяйтесь в мой телеграм-канал и осваивайте полезную информацию вместе с нами! Там у нас много годных новостей в сфере маркетинга, IT, финансов и саморазвития) А еще мы делаем чек-листы и шпаргалки, которые тебе могут пригодиться в работе! Залетай вообщем, мы ждем тебя.