Два тренда формируют новый поток дохода. И порождают дилемму для малого и среднего бизнеса. Выбор варианта влияет на долю рынка, ценность продукта и размер дохода.
Автор статьи – Сергей Пропастин, адвокат по интеллектуальной собственности, ip-advokat.ru
Прибыль вашего бизнеса зависит от трех групп обстоятельств: внутренних, пограничных и дальнего радиуса.
Первые две группы вам подконтрольны: напрямую или косвенно. Помогает внутренний маркетинг и переговоры с теми, чей бизнес связан с вашим делом.
Третья группа – особенная. Эти обстоятельства зарождаются вне зоны вашей видимости. Они могут быть не заметны, но их последствия все равно вас затронут. Именно отсюда родом два заявленных тренда.
Информационный сектор (сектор информационных и коммуникационных технологий, ИКТ) – это сегмент рынка, в котором создается, хранится, обрабатывается и монетизируется информация.
В таком сегменте работают компании, поставляющие облачные сервисы. Или предлагаются к продаже информационные продукты.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» обобщил открытые данные и отметил четыре цифры, подчеркивающие названный тренд для России в первом квартале 2024 года:
Цифры по России подтверждаются экспертными исследованиями, характеризующими мировой сегмент ИКТ:
Добавьте к цифрам два параметра оборота информации:
И запишите выводы по первому тренду. Они пригодятся нам далее –
Вокруг информации формируется новый поток дохода. Оборот информации нарастает в геометрической прогрессии. Источник информации в сети Интернет установить несложно.
Интеллектуальные ресурсы – те, что способны влиять на сознание отдельного человека или группы людей.
Примеры: товарный знак, корпоративная культура или технологии ведения бизнеса.
Ключевое место здесь занимает интеллектуальная собственность:
Объем рыночных операций с интеллектуальной собственностью увеличивается, что подтверждается цифрами Росстата:
По данным пресс-релиза портала zakon.ru в 2023 году суды России рассмотрели более 52 тысяч дел в отношении интеллектуальной собственности.
Статистика неумолима –
Малый и средний бизнес объективно затягивается в воронку коммерческой интеллектуальной собственности.
Рассмотрим на примере собственника бизнеса, продукт-менеджера, главного редактора издательства и юриста компании. Слева направо.
Роль – реализует или организует четыре функции: текущее производство и администрирование бизнеса, развитие бизнеса и построение коммуникаций.
Привычное поведение (ПП) – упирает на «операционку», то есть первые две функции.
Недостаток ПП – оставляет без должного внимания новый поток дохода, который формируется вокруг интеллектуальной собственности.
Последствия ПП – потеря быстро растущего сегмента рынка. Его занимают конкуренты.
Роль – организует и развивает конкретный продукт. Например, продажу товаров на маркетплейсе.
Привычное поведение (ПП) – во главу угла ставит скорость. Склонен игнорировать чужие интеллектуальные права.
Недостаток ПП – правообладателям наносится ущерб. Они взыскивают его с бизнеса. Урон вместо дохода от интеллектуальной собственности.
Последствия ПП – создаются условия для отложенных потерь бизнеса. Финансовых и репутационных.
Роль – организует деятельность редколлегии, в том числе отвечает за соблюдение норм об авторском праве.
Привычное поведение (ПП) – акцент на основной работе, то есть редакционно-издательском деле. Другим занимается по остаточному принципу.
Недостаток ПП и его последствия – аналогичны таковым для продукт-менеджера.
Роль – отвечает за юридическое сопровождение бизнеса.
Привычное поведение (ПП) – преимущественно реактивный подход к работе.
(Реактивный подход – это когда юрист подключается лишь с момента обращения правообладателя к бизнесу для взыскания ущерба.
Противоположность этому – проактивное поведение. Когда юрист активно предотвращает ситуации, в которых бизнес нарушает чужие права.)
Недостаток ПП – бизнес вовлекается в разбирательства на невыгодных для себя условиях. С большой вероятностью проигрыша дела.
Последствия ПП – аналогичны таковым для продукт-менеджера и главного редактора издательства.
Вырисовывается дилемма. И крутится она вокруг коммерческой интеллектуальной собственности –
1. На малый и средний бизнес давят два глобальных тренда.
2. Тренд первый «Информационный сектор экономики активно развивается». Его последствия –
3. Тренд второй «Оборот интеллектуальных ресурсов растет». Его последствие – малый и средний бизнес объективно затягивается в воронку коммерческой интеллектуальной собственности.
4. Оба тренда влияют на привычную модель поведения в малом и среднем бизнесе. Они порождают дилемму:
Какой вариант выбрать? Последнее слово за вами.
Ознакомьтесь с простым и экономичным решением, если выбираете системную работу с интеллектуальной собственностью.
Решение лежит в основе такой работы. Доступно для внедрения любому малому и среднему бизнесу, в том числе своими руками. И бережно относится к вашим ресурсам.