Довольно часто отношение людей к тому, что они делают и ради чего они что-то делают, остается за рамками исключительно функционального подхода к бизнесу. И это кажется вполне объяснимым. Так происходит хотя бы потому, что миссия, на первый взгляд, не оказывает влияния на повседневную деятельность предпринимателя.
Я же считаю наличие миссии – одним из ключевых факторов в создании персонального бренда. Хорошо сформулированная и воплощенная в процессы миссия способствует развитию сильного личного бренда.
Возможно, у вас возникнет вопрос, где же взять миссию и что с ней делать? Многим людям оказывается действительно трудно самостоятельно сформулировать собственную миссию. И, конечно, миссия есть не у каждого человека, который занимается каким-то делом. Для некоторых людей бизнес – это просто средство зарабатывания денег, им все равно каким бизнесом заниматься.
Да деньги важны, и личный бизнес существует с целью увеличения благосостояния его владельца. Но для многих из нас бизнес – это одно из проявлений собственного стиля жизни. И нам важно, чтобы наша деятельность была подкреплена согласием с самим собой, со своими ценностями и верой в то, чем мы занимаемся. А когда у человека есть личное объяснение, зачем он занимается именно этим бизнесом, то это влияет на его отношение к происходящему.
Когда у человека есть согласие с тем, что он делает, тогда возможно наиболее полное отражение человека в своем бренде. Если же человек сам не верит в то, что он делает, то почему в это должны поверить другие люди?
На мой взгляд, практический смысл миссии проявляется уже на этапе размышления над ней. Ведь формулирование личной миссии позволяет не только заглянуть в будущее, но и дает возможность лучше понять собственный бизнес, своих клиентов и свой продукт.
Ты должен понять, зачем ты это делаешь, и, как это соотносится с твоими ценностями, – сформулированная миссия создает ориентиры и придает деятельности большую сосредоточенность.
Конечно, в первую очередь, миссия создается для себя, для внутренней аудитории и служит направляющим ориентиром для людей, которые идут вместе с тобой. Но оказывается так, что личная миссия влияет и на часть внешней аудитории.
Миссия воплощается в жизнь различными способами. В повседневной деятельности о ней не заявляют прямо, но она транслируется через собственные поступки. Для внешней аудитории миссия иногда переводится в коммуникационные послания в виде слоганов.
Персональная Миссия
Ведется много споров по поводу того, что такое миссия и чем она отличается от видения. Этому вопросу посвящено множество экспертных изысканий, и каждое из них выглядит вполне убедительным. В то время, как видение в большей степени ассоциируется с целью, миссия – чаще ассоциируется со способом действия. Более того, некоторые исследователи считают, что видение может нести те же функции, что и миссия.
Можно сказать, что с точки зрения идеологического инструмента есть два определяющих вопроса: «Зачем?» и «Как?». «Как?» – это практический вопрос, относящийся к операционному уровню, к тому, что называется принципами. Отвечая на него, человек заявляет о том, как он реализует свою деятельность, как он относится к людям, окружению и услугам, которые оказывает.
Ответ на вопрос «Зачем?» – это декларация того, для чего ты занимаешься бизнесом. Такое высказывание может иметь отношение и к текущей деятельности и показывать то, к чему ты стремишься.
Все еще не существует четких правил по поводу того, что стоит называть миссией, а что нет. Поэтому миссии одних бизнесов состоят буквально из нескольких слов, а у других они занимают целую страницу.
В то же время, стоит сказать о свойствах, которые, на мой взгляд, присущи миссии:
• Миссия определяет направление собственного движения;
• Миссия отражает назначение, цели и приоритеты;
• Вызывает эмоции;
• Миссия должна быть понятной, но оставлять некоторый простор для интерпретации;
• Миссия доносит основную идею бизнеса;
• Миссия должна быть амбициозной, но реалистичной и правдивой;
Можно придерживаться одних или других правил и убеждений по поводу миссии, но одно бесспорно – миссия должна быть ясна без дополнительных комментариев.
Copyright © 2009 Валерий Бо – персональный бренд-навигатор