Посвящается любителям самокопания и принимателям кадровых решений
Мы пообщались с действующими руководителями и основателями агентств с целью выяснить, какими качествами по их мнению должны обладать бизнесмены и сотрудники, претендующие на руководящие посты. Нам было важно мнение именно практиков. Согласитесь, не столь важно, что пишут в книжках, сколь важно то, какие качества помогут вам расти в бизнесе и двигаться по карьерной лестнице в реальности. Если согласны, берите на вооружение и успехов вам в достижении ваших целей!
№1 Перфекционизм
Руслан Гатаулин, генеральный директор компании «Garpix»: "Очень сложно, практически невозможно выделить какое-то одно качество при построении образа идеального руководителя. И трудолюбие, и пунктуальность, и дальновидность – все качества важны и должны присутствовать в характере лидера.
Но, если всё–таки попытаться, во главу угла я поставил бы перфекционизм. Именно стремление к совершенству, к идеалу должно лежать в основе качественной работы над продуктом.
Это должен быть разумный перфекционизм, включающий постоянное самосовершенствование, работу над ошибками и устранение недочётов. В этом случае работа будет эффективной, а результат достойным.
№2 Лень
Сергей Прокофьев, управляющий партнер креативного агентства CreativePeople: "В моем детстве мама часто говорила: «Лень — двигатель прогресса», когда я хитростью и уловками отлынивал от домашних обязанностей или уроков. Говорила, видимо, слишком часто, поэтому и отпечаталось в голове. Руководителю надо помнить, что всегда есть кто-то, кто делает конкретную работу лучше, чем вы. Любую. Уверен, что во многом успех руководителя зависит от того, насколько эффективно он находит подходящих людей, чтобы «спихнуть» на них свои обязанности и полномочия. Не ленитесь только в одном — в делегировании".
№3 Понимание целей
Леонид Кирнус, соучредитель интернет-компании R52.RU: "Важнейшим качеством идеального руководителя, на мой взгляд, является понимание целей, которые необходимо достигнуть руководимой им компанией. Можно называть это умным словом «миссия», можно вообще никак не называть, держа это понятие в подкорке. Самое главное заключается в том, что руководитель должен хотеть достигнуть эти цели.
Если цели компании, как правило, определяют ее владельцы, то постановка задач - это функция руководителя именно в соответствии с целями бизнеса.
Понятно, что понимание целей у идеального руководителя должно обязательно сочетаться с осознанным согласием этого руководителя с политикой владельцев.
Если руководитель не понимает целей бизнеса, то чаще всего виноваты владельцы компании: они или нечестны с руководителем или просто неправильно договорились с ним. Например, если компания настроена на максимизацию прибыли, то руководитель должен получать опцион (то есть процент от этой прибыли вместе с владельцами). Если целью работы бизнеса является создание нового продукта, то руководитель, сделавший с командой этот продукт, должен стать совладельцем нового продукта в оговоренной доле. Если у руководителя печальная функция закрытия или запуск процесса слияния компании с другой путем поглощения, то… Примеры целей можно приводить бесконечно.
Если руководитель компании хорошо понимает ее цели, но не согласен с ними или саботирует их достижение– это очень опасная ситуация. Раньше это называлось вредительством…
Достижение целей возможно только при правильной постановке и адекватном решении задач, стоящих перед коллективом. Постановке задач можно научиться в учебном заведении, из опыта работы в бизнесах, читая книжки и даже посещая курсы".
№4 Умение создавать ценность
Константин Нефедов, управляющий партнер digital-агентства «ДАЛЕЕ»: "В самом начале своего творческого пути как руководителя я читал много книжек, в которых рассматривалось то или иное качество и выставлялось как крайне необходимое для того, чтобы быть самым правильным или успешным руководителем. Я наблюдал за другими людьми или своими руководителями, выделял какие-то их положительные качества и формулировал для себя развитие тех, которые у меня слабо развиты. В какой-то момент я понял, что человек, если захочет, он может развить в себе любое качество. Со временем что-то становилось моими истинными качествами, а что-то - являлось шаблонами, с помощью которых я проверял свои действия.
Самая большая опасность «списков качеств» в том, что, находя какое-то свое правило управления, велик риск, что будет перекос совершенно не в правильную сторону. Создается какой-то профиль поведения человека, который на самом деле может только его отвлекать. Самой простой пример — ну, всем же известно, что успешный бизнесмен должен торговаться за каждую копейку.
И этот профиль очень часто можно увидеть во внешнем мире. Это очень простое свойство, его очень просто привить к себе. Но это не приведет к тому, чтобы ваша компания больше зарабатывала, а потраченное время может быть сильно больше, чем фактическая выгода.
В какой-то момент я понял, что те или иные прописные качества руководителя не так уж важны. Набор тех или иных качеств зависит от вашей текущей конкретной ситуации в вашем бизнесе или в вашем отделе. Нужно четко понимать, что является причиной, а что - следствием успешной деятельности для вашего отдела или компании.
Качество, которые я для себя выделил, я подчеркнул в не в книгах и не в опыте других, а скорее в размышлениях на темы подобные этой статьи. И это качество - создавать ценность.
Если то или иное качество каждый в себе может развить сам с помощью книг или тренингов, то что тогда может отличать "идеального" руководителя от среднего или плохого? Что может быть критерием - лучше был старый руководитель или новый? Хорошо, когда можно выделить четкие KPI в деньгах и сформулировать это следующим образом — Что я должен сделать для своего участка чтобы он развивался? Как должен выглядеть и развиваться мой отдел или компания через год, через 2, через 5. Развиваемся ли в соответствии с трендами на рынке? Можно ли то, что мы делаем, делать в 3 раза дешевле или что нужно, чтобы принести в 3 раза больше денег? Как сделать продукт, который мы делаем еще лучше?
И это качество, которое я назвал “создавать ценность" для меня стало самым главным. Это маркер, по которому я проверяюсь - все ли я правильно я делаю. Все остальное подтягивается, само собой".
№5 Эмоциональный интеллект
Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства Bquadro: "Сложно назвать какое-то одно свойство, которое бы позволило руководителю сначала стать им, а затем успешно работать и развивать свою компанию/направление — ведь для этого, зачастую, требуются взаимоисключающие качества.
То, о чём последние годы было сказано много и на чем хотелось бы остановится, — эмоциональный интеллект. В силу специфики IT-отрасли, именно это качество помогает руководителю сплотить молодых специалистов, обладающих высоким IQ и не признающим авторитарный стиль управления, в единую команду для достижения поставленных целей.
Не менее важным это является и с точки зрения коммуникаций с клиентами и подрядчиками. Возможность встать на сторону клиента, в спорной ситуации увидеть происходящее его глазами — главный ключ к решению вопроса и налаживанию долгосрочного сотрудничества".
№6 Позитивное мышление
Григорий Ильин, директор по маркетингу и PR Биплан: "Совершенство – недостижимо, для всего остального существует практика и опыт. Путь к идеалу тернист и полон приключений, которые помогают сформировать в руководителе характерные качества. Можно сломаться на первых ошибках или до бесконечности переживать из-за каждой проблемы, заражая своим пессимизмом всех окружающих.
«Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». (Уинстон Черчилль).
Грамотный руководитель умеет прятать свои негативные эмоции прямо перед входом в офис, демонстрируя подчинённым позитивное мышление и веру в светлое будущее. Конечно, всё это должно подкрепляться чётким планом развития, который говорит о том, что проявление улыбки в сложной ситуации не является показателем глупости. Нужно рассказывать о перспективах и искать способы мотивации каждого члена команды, ориентироваться на лидеров рынка, а не упиваться своим превосходством над слабыми конкурентами.
Кто будет работать под началом руководителя и следовать за ним, если он сам не верит в свои силы и перекладывают вину на случайные обстоятельства. Позитивное мышление может проявляться как в маленьких деталях, так и в серьезных делах – замахиваться на крутые проекты и вдохновлять сотрудников, избегать злости по отношению к обманщикам, благодаря которым мы получаем определённый опыт, прокачивать сильные стороны специалистов, не ругая их за невинные слабости, модернизировать офис с прицелом на рост компании и т.д.
Капитан корабля не просто управляет судном, а показывает направление движения с блеском в глазах и искренней улыбкой на лице, чтобы ни у кого из команды не осталось сомнений в правильности выбранного курса".
№7 Адаптируемость
Кирилл Кириллов, СЕО Air Production: "Очень важно уметь отказаться от своей позиции, если она становится вредна для дела. Если мы идем по определенной стратегии, которая движется, но потери несоизмеримы с результатом, самое время признать, что стратегия была ошибочной. Я очень часто ходил по этим граблям, так как являюсь от природы довольно упорным (на самом деле упрямым, как осел, но мне хочется написать «упорным») человеком, и я пытаюсь любое большое дело довести до конца. Кроме того, в это понятие входит и подстройка под обстоятельства, под клиента, под сотрудника. Не стоит ждать, что все примут и будут играть по одним правилам, занимая жесткую позицию в любой ситуации".
№8 Умение создавать команду и вовлекать
Кристина Каблук, PR-директор агентства webit: "Я поступила немного хитро и назвала именно это качество, так как оно сочетает в себе и наличие лидерских качеств и эмпатию. Но какой бы руководитель хороший ни был, он не сможет выстроить по-настоящему крутую компанию без команды.
Сотрудники – это костяк компании и для них нужно создавать условия, в которых людям хотелось бы работать не только ради денег, но и за интерес, за рост, за возможность развития, за большую идею, к которой стремится компания. Каждому сотруднику необходимо чувство принадлежности к группе для формирования профессиональной мотивации – это то, что нужно создать руководителю. Без общей идеи, без общих взглядов на развитие, без общих ценностей и структуре «каждый сам за себя» развитие компании будет очень медленным, при этом есть вероятность потерять заинтересованных и близких по духу сотрудников, которые готовы развивать компанию.
Поэтому грамотный руководитель всегда должен понимать, к какой цели он движется, какие люди должны его окружать и что сделать для того, чтобы они также болели за компанию".
№9 Настойчивость
Алексей Волков, генеральный директор агентства Digital.Tools: "Одним из основных личных качеств руководителя агентства должна быть настойчивость. Потому, что этого чаще всего не хватает в бизнесе. Вообще принять решение стать предпринимателем - это обречение себя на путь незапланированного, непредсказуемого, чего-то вечно мешающегося под ногами, всплывающего неожиданно и т.д. и т.п. Вряд ли ваш путь предпринимателя будет соответствовать тому, что вы нарисуете на бумаге. Все будет непредсказуемо.
Фактически, наверное, каждого предпринимателя посещала мысль: "Хочется лечь и умереть". Поэтому, когда у вас будут опускаться руки, нужно будет иметь в себе силы заставить эти руки подняться и продолжать идти дальше к цели, не теряя надежду, веру и силы. Я поделюсь, как мне самому удалось победить эту проблему. Я все ждал, когда ситуация улучшится. Не какая-то частная, а вообще. Что вот сейчас решу с мотивацией персонала и будет лучше. Решал, но возникала проблема с серверами. Но как решил проблему с сервером, пришли задачи с бухучетом. Вот так - без конца и края. И тут мне попался пост в социальной сети, где другой предприниматель сокрушался, что такая ситуация будет без конца и края. Именно в момент я понял, что легко никогда не будет. И что быть предпринимателем для меня как синоним «вечно бороться с проблемами» и это нужно осознанно принять. И что это не проблемы, а нормальная рабочая рутина. С этого момента знаете ли полегчало, отпустило".
№10 Отважность и последовательность
Нина Калаус, руководитель веб-студии Магвай: "Отважность» и «последовательность» для меня являются связкой двух качеств, характеризующих успешных руководителей.
Отважность нужна руководителю для того, чтобы решиться. Решиться изменить мир, себя, решиться убрать старое направление и сделать ставку на совершенно новое и неизведанное, перекомпоновать коллектив, расставшись с преданными, но не разделяющими новых взглядов и перемен сотрудниками, и поставить на их должности новых. Сделать шаг вперед, осознавая риск и понимая, что может ничего не выйти, что можно все потерять – но все-таки попробовать. Придумать сумасшедшую идею и дать ей путевку в жизнь. Отважность – это умение принимать разные решения, иногда очень противоречивые, и нести за них ответственность.
Но при этом одной отважности мало, да и работает она только в связке с последовательностью. Как эмоции хороши вкупе со здравым смыслом, так и отважность идет рука об руку с последовательностью. Если не будет последовательности, самые яркие идеи поблекнут, потому что не будет ничего предпринято для их реализации. Отважность сродни цели, в то время как последовательность – это средства для ее достижения. Вы можете придумать стартап, решиться на него, выделить средства, найти людей, но он не выстрелит, если не будет определенного алгоритма действий и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО их выполнения. Любая, самая инновационная, меняющая реальность идея зачахнет, если ее бросить на полпути. Вы можете придумать и начать делать крутой сервис, но его так и не увидит целевая аудитория, если потерять интерес и оставить все на этапе незавершенного прототипа.
Отважность подразумевает умение решиться на идею, а последовательность – умение довести дело до конца. Отважность – это яркая вспышка, искра, а последовательность – дрова. Только вкупе получается сделать что-либо уникальное, и только в связке эти качества действительно работают".
Сила – в комбинации
Согласимся со спикерами в том, что выделить какое-то одно качество как самое главное для руководителя, весьма затруднительно. Одно обязательно подпирает другое и наоборот. И чем дольше думаешь об этом, тем внушительнее получается список. Остановиться очень сложно. В качестве иллюстрации данного тезиса приводим последнее на сегодня мнение.
Артем Соколов, директор по маркетингу InSales: "Перечислю лишь некоторые качества, которые не были очевидно упомянуты ранее:
- Способность принимать решения. Часто бывают случаи нестандартных ситуаций: необычные запросы от клиентов, болезни сотрудников или ЧП… Руководитель обязан быстро решать все эти вопросы.
- Творческое мышление. Думаю, без комментариев. В веб-студии управляющий обязан мыслить «красками», иначе все скатится в скукоту и бумаги.
- Самоанализ. Остановиться, посмотреть на себя со стороны и сделать выводы по той или иной работе.
- Умение делегировать. Все нести на своих плечах - тяжело и невозможно: никакая из задач хорошо не будет сделана.
- Стрессоустойчивость. Бывает разное. Главное - не терять самоконтроль и спокойно решать все проблемы.
- Саморазвитие и вектор.
- Чувство юмора. Именно оно помогает разрядить обстановку как с клиентом, так и с командой.
- «Шарить». В IT руководитель обязан разбираться во всех технических аспектах своей работы. Только в этом случае от сотрудников можно требовать объективного объема задач и уровня их исполнения.
- Риск. Чтобы поднять свою компанию вверх, нужно рисковать, пробовать, продвигать. Правда риск должен быть обдуманным и оправданным.
- Честность. Быть честным с собой, клиентом и своим сотрудником можно и нужно! Тогда все это будут чувствовать, понимать и ценить, создастся дружеская теплая атмосфера и работа будет в удовольствие".
В заключении мы хотим предложить вам отправную точку для гештальт-терапии и анализа собственных возможностей. Ниже вы найдете список всех качеств, которые были упомянуты опрашиваемыми (в том числе и из неопубликованного). Предлагаем смело взглянуть в глаза ненасытной правде и честно определить для себя, какие пункты из списка про вас, а какие нет. Уверены, это поможет лучше понять себя и уже сложившимся руководителям/владельцам бизнеса и тем, кто только еще претендует на руководящие посты.
Полный (но вам наверняка будет, чем его дополнить) список: