Интервью «Библиотекам центра Москвы». О творческом

2017-03-13 10:20:58 1925

БИБЛИОТЕКИ ЦЕНТРА МОСКВЫ
ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО»

Беседовала: Кристина Кузьминова

Доброго солнечного и поистине весеннего дня вам, дорогие читатели. Сегодня мы познакомим вас с ещё одним специалистом, который был связан с библиотекой. В прошлом году он проводил ряд мероприятий по творческому восприятию (умению считывать так называемую "визуальную метафору") в библиотеке №12 имени Бунина. Спустя почти 12 месяцев мы поговорили с Сергеем Прониным, кандидатом социологических наук, владельцем ProDesign™, автором книг и сборников статей о дизайне, о его прошлом, будущем и творческом.



К.К.: В прошлом году ты проводил мастер-класс по творческому восприятию для всех киношников и не только. Посещал ли ты сам подобного рода интенсивы или полноценные образовательные курсы? Сейчас крайне модно учиться “мыслить креативно” - к сожалению, часто именно в кавычках.


С.П.: Подобный семинар я выслушал лишь раз в жизни, это был первый семинар, который для нас проводил Христо Кафтанджиев, великолепный теоретик рекламы, автор многих замечательных книг о семиотике в рекламе, об интересной подаче, о рекламном тексте. Семинар этот хотя и был единственным, но оказался столь зажигательным для меня, что уже через месяц или два, анализируя сотни образцов рекламы, я смог выпустить свою первую книжку о рекламе на эту тему. С тех пор мы часто общались с Христо и проводили совместные семинары (в АМИР, Академии маркетинга и рынка).
По поводу того, чтобы “мыслить креативно” надо всегда поправлять от просто модных словечек в сторону здравого смысла, мыслить нужно творчески, т.е. развивать своё воображение, способность сопоставлять, синтезировать, делать выводы и в итоге получать новые смысловые конструкции. А куда это применить - уже второй вопрос, например, для какой-то рекламной кампании или при прогулке и общении с ребёнком, чтобы развивать его способность мыслить подобным образом. Это в прямом смысле делает жизнь интереснее, мы становимся более наблюдательными, больше размышляем.


К.К.: Очень интересно. А какой у тебя самого опыт в роли преподавателя или лектора?

С.П.: Первые семинар экспромтом провёл тогда же, на семинаре Христо Кафтанджиева в 2001-м, просто решив поделиться с лектором и аудиторией и своими картинками на тему синтезирования образов, творческого восприятия. Христо с большим интересом предоставил мне полчаса дополнительного времени. А первый семинар по приглашению провёл в 2002-м, в Санкт-Петербурге, в ЛенЭкспо. С тех пор было проведено более 20 мероприятий, некоторые семинары длились по 8-10 часов (в Челябинске и Магнитогорске), но обычно - 2-3 часа. Семинары проводились, кроме того, в Киеве на КМФР (фестиваль рекламы), в Британской школе дизайна, в Плехановке, в РАГС, в АМИР, МГУ им. Огарева и пр.


К.К.: Расскажи нашим читателям, пожалуйста, вкратце том, чем занимается твоя компания ProDesign.

С.П.: Для начала: моя компания - это я один. А занимаюсь тем же, чем и 20 лет назад: дизайном и рекламой, визуальными и вербальными коммуникациями.
Основной фронт: дизайн и любая полиграфия, иллюстрирование, упаковка, айдентика, фирменный стиль, названия и слоганы. В последние года 3-4 образовалась некоторая специализация: дизайн для пивной индустрии, поскольку сам варил пиво, делал свой “хоумбрендинг” (выпускал этикетки, декели, футболки свой домашней марки пива, о чем писали журналы Смена и Гастроном еще в 2007-8 гг.). Так получилось, что узнал многих людей в этой индустрии, с которыми сложились отличные отношения.
Профессионально интересны также: графика и живопись, скульптура, орнаменты, история искусств, резьба, да можно долго перечислять.


К.К.: Каков же был путь, коим ты пришёл ко всему, что так долго перечислять? Где и как ты приобрёл свои дизайнерские способности - или же это у тебя “врождённое”?

С.П.: “Врождённое” - это заблуждение, я считаю. Есть среда, есть ты сам; если всё так складывается, что возникает интерес и растёт опыт, то и результат, как правило, обязательно будет.
Со второго курса института я параллельно устроился в газету, в рекламный отдел, где и проработал 4 года, получил очень хороший стартовый багаж, ну, и поскольку от этого дела я буквально фанател, то происходило и более качественное саморазвитие. Специальных высших заведений не оканчивал, да их и не было в моем городе (в Саранске). Была крупнейшая газета с тиражом в 60 000 экз. при 300 000 жителях города, в ней и было всё наработано чистой практикой и самостоятельным желанием развиваться.


К.К.: Конечно, было бы желание и страсть к творчеству. Есть ли какие-то именитые (или малоизвестные) дизайнеры, конкретные работы, которые тебя всегда по-настоящему вдохновляли и мотивировали? Буквально пара-тройка примеров.


С.П.: Первый супер-специалист, работы которого меня восхищали, безусловно, это Алексей Соловьёв, работавший тогда арт-директором в студии Лебедева. Когда я только начал что-то делать в фотошопе 3.05 (к слову сказать, я и сейчас в нём работаю, спустя 20 лет - и это не шутка) - Алексей уже тогда делал великолепные коллажи для обложек журнала “Итоги”, имел свою галерею замечательных работ. Ну, и когда получилось приехать в гости к нему, в лебедевскую студию, то это был очень вдохновляющий для меня момент! А в целом тогда ещё не было такой лавины информации, как сейчас. Была переведённая книга Бове и Аренса “Реклама”, из которой примерно складывалось понимание, какой может быть интересная “креативная” реклама. Ну и как же забыть гениального фотографа нашей газеты, Юрия Кемаева, который, я так полагаю, и преподал мне самый первый урок “креативного восприятия”: показав на цветок в горшке и спросив, что я там вижу. Юра к этому моменту был существенно пьян, но это не имело никакого значения. Я долго таращился на растение, после чего он сказал: «Видишь, вот тут страус, а вот тут тигр?». И я увидел страуса и тигра! Определённо, листва так складывалась, действительно, что образ возникал внезапно и ясно!


К.К.: Все эти визуальные практики нередко применяются в кинематографе - в его искусственно, но и искусно созданной иллюзорности. Думающие зрители, киноведы и кинокритики выискивают, высматривают в полотне того или иного фильма предмет, который символизирует то-то, и говорит вот это о герое - и всё в таком духе. Применял ли ты свои навыки в процессе создания предметов киноискусства? (Мастер-класс в библиотеке имени Бунина проходил в рамках серии интенсивов и мероприятий от фонда сценаристов КИТ для начинающих и продолжающих сценаристов и редакторов. - прим. ред.)

С.П.: Киноиндустрия для меня безумно интересна и столь же закрыта. У меня нет и минимального опыта работы в этой сфере, что, конечно, никак не мешало рассказать людям этой индустрии, как может быть обыграна ситуация кадром, как можно одной метафорой сказать многое, притом более чувственно и эффектно. Уметь видеть и наблюдать - это то, что поможет человеку любой сферы визуального пространства — в фотографии, кино и театре, в статике и динамике, т.к. образ тем и интересен, что своей мимолетностью, однокадровостью, способен нести гораздо более длительный смысл, живущий уже в нашем восприятии.


К.К.: Можно ли, как ты считаешь, воспитать в себе это самое творческое восприятие, которое будет работать всегда, просто 24/7? Ты такой идёшь по дороге и каждый камешек видится тебе в каком-то особенном свете. И, если да, то так ли это нужно? Нет ли риска потерять рассудок от этого перманентного творческого потока?

С.П.: Не стоит представлять человека подобным сумасшедшим, нет! Можно провести нечто вроде уличного семинара. У меня была такая идея, с небольшой группой - идти просто по московским улицам и анализировать рекламу - чтобы собеседники-студенты сами рассказали, что тут плохо, а что - хорошо, увидели вокруг интересное и пояснили, почему это интересно, а также какие ассоциации и истории можно здесь сложить. Но специально нагнетать свой мозг принудительными ассоциациями так, чтобы голова кипела, - такого не бывает. Например, вчера шли с сыном в художку, посреди лужи торчал прямоугольный обломок плиты. Чистый крокодил! Конечно, ребёнку и самому интересны такие игры. Далее прошли - жёлтый газовый баллон закопан в землю так, что торчит лишь полметра с округлой верхушкой. Сейчас бы нарисовать глаза - и получится Миньон из мульта “Гадкий я”! Разве ребёнку не интересно?
Там же у стены дома растет дерево, рядом с фонарем; вечерами фонарь светит таким образом, что дерева не видно, а его тень, огромная и густая, расползается во всю стену дома. Дерево-призрак!
Этот навык просто становится более естественным и никак не забивает привычного ритма жизни. То есть, ты не пытаешься увидеть в каждом камешке что-то необычное, но легко выхватываешь из картины жизни что-то необычное. Детям это особенно важно показать - это помогает придумывать. Да и многим взрослым не помешало бы.


К.К.: Это точно. Говоря о взрослых - собираешься ли ты проводить какие-то мероприятие в ближайшее время в библиотеках и не только?

С.П.: Таки приглашайте! Почему нет? Можно будет найти свободное время, думаю.


К.К.: Обязательно. И напоследок - знаешь ли ты какую-нибудь библиотеку с крутым, необычным дизайном? Как бы ты оформил библиотеку (коротко - стиль, пара крупных деталей и характеристик)?

С.П.: А зачем библиотеке необычный крутой дизайн? Оригинальничанье не должно быть самоцелью, всё должно быть подчинено идее. Идея библиотеки - хорошие книги, удобство, комфорт и покой. Здесь я очень консервативен, мне безумно нравятся библиотеки в замках и больших домах. Много книг, полки, лесенки, большое окно, столик, стул, пожалуй и всё.

К.К.: Ну, и у нас всё. Спасибо за увлекательнейшие рассказы. До новых встреч!
С.П.: Пока!


БИБЛИОТЕКИ ЦЕНТРА МОСКВЫ
ГБУК г. Москвы «ЦБС ЦАО»

cbscao.ru