Рассказы. «Айдентика для коров элит-эконом-класса»

2009-12-23 15:41:40 5619

Как можно понять из последних тенденций ребрендингов и рестайлингов, тратить слишком много — даже затягивает, особенно когда через Туманную империю. Фитч! Масленица! Потом открыть свою конторку, назвать ее, например, «Снэтч» (привет Дим-Юрьичу и Гаю Ричи). И все чисто. А что делать тем, у кого нет масла (или закончилось)? Э-ко-но-мить. По привычке ли или по таланту, просто экономии не получается, получается сверх-экономия, или неконтролируемое жлобство. Вот здесь и рождается новый элит-эконом-класс. Именно его представителей не в шутку волнует вопрос: «как сэкономить на специалистах и одновременно получить хороший результат». Национальная ли черта: не знать меры ни в тратах, ни в экономии.

«Мы собираемся конкурировать с кока-колой», «мы лидеры, наша продукция по всем показателям бьет конкурентов, известность вот только почему-то ниже» — это фразы-предвестники геморроидальности клиента. Гемора. И дальности. И элитэкономности.
— Нам очень нравятся ваши работы, и мы готовы работать, но... у нас, понимаете, нет средств...
Далее следует пространное перечисление причин, почему такая могущественная компания в данный момент испытывает трудности даже со сравнительно скромными суммами. Итог берущей за душу речи всегда один (с незначительной разницей в цифре перед нулями).
— В общем, мы можем выделить на фирменный стиль и сайт не более нескольких тысяч рублей.
В таком случае я всегда рад помочь клиенту искренним советом. Например, скажу, что и те несколько тысяч тратить вовсе необязательно. Хотите знать, как? Клиент прерывисто дышит в трубку.

А тут еще знакомая попросила меня написать статью в свой журнал. О том, как компаниям не ошибиться и с минимальными затратами разработать себе логотип и фирменный стиль. Как выбрать подрядчиков (если все же придется), с чем приходить к ним. Такой вот сезонный жанр. Написал, потом перечитал еще раз. Стоп-стоп-стоп... перепишу-ка все чуть иначе. Ведь легко и самому догадаться — есть вечное и надежное «сарафанное радио», есть наглядное портфолио, есть авторитетные веб-порталы, фесты-события, благодаря которым любой человек (даже вне темы) сможет сложить объективную картину — кто и что из себя представляет на рынке, что и сколько стоит, хотя бы порядок цен. Полдня в интернете — и вы в курсе всего и всех. Ах, лень самим копаться, вот бы сразу получить инструкцию! Нет проблем, друзья, я расскажу вам, что тратиться вообще не нужно, можно все сделать бесплатно!

Что может быть проще: написать название компании стандартным шрифтом. Таймс? Ариал? Да все равно! Все будет работать так же отлично, как стиль за тысячи долларов!

Не верят... Но и платить свою цену тоже не хотят. Клиента разрывает от абсурда. Он чувствует, что истина, как всегда, где-то в очень ожидаемом и очень неудобном для него месте. Да нет же, все без подвоха, в вашем стиле.

Итак, рецепт.
Напишите слово. Главное — на том себя остановите. Вы же и сами понимаете, что задерживать выход товара или услуги только по причине отсутствия логотипа или стиля — крайне глупо. Это все равно что не писать деловых писем из-за отсутствия корпоративного бланка. С этим словом можно жить и работать первое время. И даже всю оставшуюся жизнь. А вы что думали? Что хорошенький логотипчик придаст товару/услуге конкурентноспособностей? Поднимет продажи? Повысит узнаваемость? И еще «бла-бла-бла» на несколько строк? Нет, если вы не намерены приложить к этому достаточно больших усилий. Он может вообще никак не повлиять, даже если вы приложите те самые достаточно большие усилия. Это своеобразная инициатива и риск — или вы это делаете... или не забивайте себе голову. Вот потому его нужно делать либо с душой и смело, либо не делать вообще (тупо написать название и успокоиться).

Не надо ожидать от логотипа отдачи, чтобы не пришлось потом разочаровываться. Хорош бизнес, если вся надежда только на лого. Знак никогда и никого не спасал. Знак отличает, а не спасает. Если бы клеймо на заднице коровы влияло на качество молока! Но если корова дохлая, то корова дохлая. Пусть автор клейма — хоть самый известный кузнец в округе! Корова — дохлая. И наоборот, самая добротная корова, в общем-то, может обойтись и крестиком. Бесплатным. Хозяин такой коровы однажды посмотрит на ее лоснящийся зад, и подумает — а была б неплоха вот тут хорошенькая эмблемка! Некоторые об этом думают и до коров, а некоторые не думают никогда.

А ваша корова уже дает хорошее молоко? Тогда ждем продолжения.