В развитии не должно быть остановок

2010-05-25 14:00:23 2935

Председатель Комитета по транспорту Государственной думы РФ Сергей Шишкарев о «болевых» точках транспортной системы страны и путях решения актуальных проблем отрасли.

Руководство к действию

- Президент России Дмитрий Медведев с своем послании акцентировал внимание на том, что промышленная и коммунальная инфраструктура страны устаревает и морально , и физически. Сергей Николаевич, какие меры необходимо предпринять, чтобы повернуть этот процесс вспять, в том числе и в транспортной отрасли?

- Прежде чем рассуждать на тему развития инфраструктуры, нужно определиться с самим понятием. Современный экономический словарь дает следующее определение. Инфраструктура – это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.

Сегодня большая часть инфраструктурных объектов, технологического оборудования, используемого российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия. И мы все никак не сделаем самый важный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру.

Что мы видим сегодня? Кризис в отечественной авиации, фактическое отсутствие современного речного флота, тяжелое положение автоперевозчиков, нет причалов, нет достаточного количества аэродромов, нет современных дорог. Все это- реальное положение дел в транспортной инфраструктуре. Перечисленные проблемы – руководство к действию. Мы должны понимать, что модернизация на практике – это обновление инфраструктуры, и прежде всего промышленной, от которой зависит вся жизнедеятельность современного общества. Безусловно, в ситуации финансового кризиса было необходимо поддерживать стабильность банковской, финансовой системы. В борьбе с « ближнем врагом» мы чуть не забыли о других надвигающихся угрозах, вызванных уже не стечением обстоятельств, а нашей собственной безалаберностью. Инфраструктура стремительно устаревала и нуждалась в инвестициях.

И выход из этого тупика только один – создание максимально комфортных условий для вложений в промышленную инфраструктуру, стимулирование инфраструктурных секторов экономики, ясность и постоянство мышления, настойчивость в достижении цели и простота решений.

Инновационные разработки способны дать импульс развитию целых отраслей. Например, транспортная система легко может стать одним из спасательных кругов для российской экономики. Кризис не повод для сокращения инвестиционных программ по строительству инфраструктуры. Другое дело - нельзя взваливать всю ответственность по финансированию на государство. Однако только государство может и должно создать все условия, чтобы привлечь бизнес к этому процессу.

Система работает, менять ее институты не имеет смысла. Но вот изменить методы управления внутренними ресурсами системы в сторону большей рациональности, открытости, эффективности денежных потоков и инвестиций просто необходимо. Нужно навести порядок с нормами проектирования и ценообразованием. Один километр российской дороги не должен обходиться в пять раз дороже чем, в Евросоюзе.

( Факт: в 2009 году федеральный бюджет направил на создание транспортной инфраструктуры 560 миллиардов рублей.)

- К слову , о дорогах. Проблема безопасности на них остается острой. В чем причина ее долговечности и как можно исправить ситуацию?

- В России за безопасность на дорогах отвечает сразу несколько ведомств, это и МВД, и Министерство транспорта, и дорожные службы, и МЧС, и Минздравсоцразвития. Когда одной проблемой занимаются все, значит, не занимается никто. В связи с этим наш комитет предлагает создать единое ведомство, которое бы несло полную ответственность за ситуацию на дорогах.

Без решения данного системного вопроса порядок мы не наведем. Нельзя не упомянуть о проблеме низкого качества дорожного покрытия, недостаточного информационного обеспечения участников движения - разметка, светофоры, знаки – все это должно помогать, а не мешать автомобилистам. Также следует выработать критерии, определяющие организацию дорожного движения на участках разного типа, одно дело - федеральная трасса, другое дело - глухая сельская дорога.

Решить все перечисленные проблемы за один день не удастся. Но надо, хотя бы сделать попытку разорвать этот порочный круг. Каким образом?

Во – первых , строить современные, качественные дороги. Пусть меньше, но качественные! Во – вторых, принять меры по повышению зарплаты и улучшению социальной защиты сотрудников автоинспекции, кроме того повысить уровень образования инспекторов. В – третьих, и это самое важное, нужна эффективная нормативно- правовая база, которая бы стала основой нового этического кодекса поведения на дорогах, обеспечивающего безопасность движения и снижения смертности в ДТП. Сегодня мы вплотную подошли к тому, чтобы актуализировать закон «О безопасности дорожного движения» с частичным перенесением в него норм, прописанных в Правилах дорожного движения. В основу нового закона должен быть заложен принцип не ущемления, а гарантирования прав участников дорожного движения.

Помимо этого мы выступили инициаторами изменений порядка проведения обязательного технического осмотра. Соответствующий закон уже внесен в Государственную думу и доработан с учетом замечаний Правительства РФ.

Наш проект закона призван устранить имеющиеся проблемы и снять социально – политическую остроту, спровоцированную несовершенством процедуры прохождения техосмотра.

Продолжение следует….

Журнал Деловая Россия

Апрель 2010

Информация предоставлена пресс-службой

Комитета ГД РФ по транспорту