Что приятно, на фестивале всегда встречаешь старых друзей. С одним поговорил, с другим парой слов перекинулся, с третьим чаю выпил. Эх, годы-годы, куда вы летите?
Что менее приятно, эти разговорчивые друзья отвлекают от лекций. Мы ведь не тусоваться сюда приехали, а умных людей послушать.
В целом, образовательная программ была весьма насыщенна.
Лекция Светланы Майбродской и Леонида Фейгина предназначалась студентам, но я тоже посетил.
Когда сам преподаешь — становится интересно посмотреть, как это делают другие.
Вроде бы нехитрая задача: написать жалобный текст от лица слепого попрошайки. Зато преподаватель сразу может сказать, зацепила его просьба студента или не зацепила — подаст он милостыню или не подаст. Это остроумное упражнение наглядно объясняет, что такое потребительский мотив. Правда, на месте Светы я не позволял бы учащимся скатываться к приколам, даже учебная работа должна делаться строго по брифу.
На презентации Ассоциации брендинговых компаний России зал был переполнен. Сокращенно они называются АБКР, выговорить это выше моих сил, поэтому я использую просторечное Абырвалг. Так вот, участники Абырвалга просто излагали свои кейсы и это было весьма поучительное зрелище. Жаль, скопировать не удалось и здесь показать не могу. Кстати, они все классные дизайнеры, но не дай вам бог сказать про них: дизайн-студии! Смертельно обидятся! Потому что они — брендинговые компании!
Но больше всего меня вдохновил Андрей Милехин из Ромира. У исследователей всегда припрятано несколько козырей в рукаве, они знают то, чего не знают креативщики и со злорадным удовольствие это излагают.
1. «Ромир» научился замерять эффективность промоакций. Как именно — я не понял, потому что опоздал. Понял, что в некоторых случаях до 70% оплаченных промомероприятий попросту не проводится жуликоватыми BTL-агентствами. Отсюда вывод: «капитализм — это учет и контроль».
2. В наших продуктовых магазинах продается уже около 2.5 млн SKU, что стало известно благодаря потребительской панели «Ромира», которая ведется теперь домохозяйками с помощью сканеров штрих-кодов, а данные с них поступают на сервер исследователей чуть ли не в режиме реального времени.
3. А вот европейские исследовательские компании все больше отстают от «Ромира» в технологиях, потому что монополисты и не имеют стимулов к развитию. Так и ведутся их устаревшие панели с помощью рукописных записей домохозяек.
4. Россия — средняя по миру страна. Какой бы показатель не замеряли исследователи в разрезе нашей маленькой голубой планеты — уровень счастья, удовлетворенность правительством, продолжительность жизни, среднедушевой ввп, протяженность дорог на квадратный километр — всякий раз наша родина попадает точнехонько в серединку шкалы. Средненькие мы: ни туда, ни сюда. Ну, хоть так, могло бы быть и хуже.
5. Скоро у «Ромира» появится своя лаборатория в одном из московских гипермаркетов и он сможет проводить исследования методом наблюдения за покупателями в их естественной среде обитания. А затем, возможно, и специальный тестовый магазин откроет.
6. В завершение Андрей Милехин рассказал, как по заказу одного производителя кошачьих кормов, организовывал наблюдение за домашними кошками. На кухнях у респондентов устанавливались видеокамеры, которые фиксировали каждый подход животного к своей миске. Выяснилось, что кошка за ночь ест в среднем пять раз. Попутно камеры фиксировали и повадки кошковладельцев. Люди за несколько дней привыкали к видеонаблюдению и переставали его замечать.
Однажды исследователи наблюдали такую картину. Среди ночи на кухне появляется мужик в огромных семейных трусах, ловким привычным движением открывает холодильник, другим ловким движением выхватывает бутылку водки, мгновенно откручивает крышку, делает большой глоток, ставит назад бутылку, закрывает холодильник, широким жестом зачерпывает из кошачьей миски горсть корма и забрасывает себе в рот в качестве закуски.
После этой истории публика в зале засмеялась. Я не поверил своим ушам и озадаченно повернулся к сидевшим рядом знакомым:
— Разве можно есть кошачий корм?
— Можно, можно! — убежденно закивали головами знакомые. Хорошо, что не замурлыкали.
Вот как много полезного я узнал из докладов «Ромира».
Александр Сергеевич Филюрин