День Белой трости в Москве пройдёт креативно

2010-08-04 15:09:21 3559

Международное сообщество обозначило на календарях немало знаменательных и памятных дат. В их числе – Международный день Белой трости (International White Cane Safety Day). Но это – не праздник. Это своеобразный «знак беды», напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.

История «белой трости», как символа незрячего человека, берет начало в 1921 году. В британском городе Бристоле (Bristol) жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Биггс (James Biggs), который после несчастного случая потерял зрение. Надо было начинать новую жизнь, и он стал учиться самостоятельно ходить по городу при помощи трости. Но вскоре он понял, что на его чёрную трость не реагируют ни прохожие, ни водители. Тогда он покрасил трость в белый цвет. И она стала заметна. Это новшество подхватили все незрячие не только Англии, но и всей Европы, Америки, а позднее и России.

А 15 октября 1970 года по инициативе Международной федерации слепых (International Federation of the Blind) в США был установлен Международный день Белой трости. В Великобритании День был впервые отмечен 15 октября 1979. А в 1987 году к проведению Дня Белой трости присоединилось Всероссийское общество слепых.

Современный город мало приспособлен для жизни людей, потерявших зрение. Почему они редко встречаются на улицах и в транспорте, в местах, где работают и отдыхают зрячие люди. Каждый из нас знает, что рядом живут незрячие люди, но мы с ними почти не сталкиваемся, если это не касается нашей семьи, наших близких.

Сколько сегодня незрячих в России, доподлинно не известно даже Всероссийскому обществу слепых (ВОС). Точной статистики в стране нет. В ВОС состоит 270 тысяч человек. Всего же, по подсчётам людей, которые занимаются данной проблемой, в нашей стране около миллиона слепых, многие из них живут в Москве.

15 октября в Москве будет проходить День Белой трости. И этот день – удобный случай напомнить жителям российской столицы о том, что рядом с ними живут незрячие люди. Напомнить и рассказать об их проблемах. Потому что чем больше зрячих людей будут знать об этом, тем выше будет уровень толерантности к людям с ограниченными возможностями.

Но как это сделать, чтобы получилось с одной стороны не очень затратно, а с другой – интересно, необычно и максимально эффективно?

«К сожалению, некоммерческим и благотворительным организациям в России в их деятельности зачастую не хватает действительно профессиональных и неординарных креативных идей. В большинстве таких организаций сотрудники совмещают благотворительную деятельность с основной работой. И постоянно действуют в режиме жуткого дефицита времени. А деньги тратятся лишь на самое необходимое, – отметила Диана Гурцкая, председатель Попечительского совета Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца». – Не всё получается так, как задумывается. Очень сложно разрушить стену между мирами «здоровых» и «физически ограниченных людей». Проекты порой получаются не столь эффективными, как хотелось бы».

Для решения этого вопроса представители Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца» обратились в агентство Е-генератор – ведущую российскую компанию в области генерации креативных идей, творческими авторами которой являются более 40 тысяч креативных умов со всего интернета.

Специально для Фонда Е-генератор организовал бесплатную генерацию идей, способных решить поставленную задачу. И креативные авторы агентства с большой охотой откликнулись и приняли участие в данном проекте, предложив множество неординарных идей. Наибольшую активность проявили авторы, зарегистрированные в системе под никами: Кошкин Андрей Александрович, @лгори™, Эколог, vboby, Lena, Evdokiya_Podkatik, Brain storm, Lom153, Offtop, man&pulator, Леди_Инсайт, OlgaLD, Апрелина, головастик Эль, hope-ho, Ёлочка и dimoo.

«Как мы смогли убедиться на опыте сотрудничества с Е-генератором – в России масса думающих, талантливых, тонко чувствующих людей. А ведь их помощь, мысли и идеи могут помочь даже больше, чем денежные пожертвования, – считает Диана Гурцкая. – Поэтому хочется поблагодарить Е-генератор за то, что его портал совершенно неожиданным для нас образом эту связь организовал и помогает креативной помощи дойти до адресатов.

Также хочется искренне поблагодарить абсолютно всех авторов за неравнодушие, искреннее желание помочь и сделать мир добрее. За новации и идеи. За душу, которую они вложили в свои мысли и предложения, за время которое потратили. Можем сказать совершенно точно, что все представленные идеи будут полезны и востребованы. И надеемся, что наши совместные усилия сделают мир чуть-чуть светлее для всех!»

Далее представлены некоторые из поступивших по ходу генерации идей. Отметим, что в этот своеобразный ТОП не вошли те предложения, которые были отобраны представителями Фонда для организации Дня Белой трости – их все смогут воочию увидеть в ходе мероприятия 15 октября, а пока раскрывать «секреты» не хотелось бы. Но невозможно ведь объять необъятное, а среди поступивших идей было много интересных.

  1. «Почувствуй на себе». Сразу несколькими авторами Е-генератор были предложены идеи акций, которые можно объединить под общей тематикой «почувствуй на себе». Смысл этих идей заключается в том, чтобы обычные люди какое-то время побывали «в шкуре» незрячих – с завязанными глазами или в непрозрачных очках. И попробовали в таком состоянии совершить несколько самых рутинных действий. Например, пройти по хорошо известному маршруту.

  2. «Они среди нас». Ещё несколькими авторами были предложены идеи, призванные продемонстрировать нашему обществу сам факт наличия в нём незрячих людей. Не секрет ведь, что многие их просто не замечают и не отдают себе отчёт в проблеме. С этой целью предлагается в наиболее «значимых» местах размещать промоутеров в черных очках и с белыми тростями, у которых будут небольшие плакаты с текстами вроде следующих: «А ты меня видишь?», «Большие деревья и маленькие дети... Я слышал, это красиво» (в парке), «Я жду закат, но не смогу его увидеть» (например, у водоёма) и т.п. Как вариант можно организовать вернисаж картин, где вместо изображений будет просто чёрный фон в рамках с соответствующими подписями к ним: «Джоконда», «Купание красного коня», «Девятый вал» и т.п.
    Автор: Offtop

  3. «Спорт». Также несколько авторов предложили идею провести по ходу Дня белой трости спортивные состязания, в которых сошлись бы в очных поединках зрячие и незрячие люди. Например, такие соревнования можно было бы провести по шахматам и шашкам (причём, зрячие могли бы тоже играть «в слепую»), по армреслингу или по тяжёлой атлетике. Можно также придумать и другие состязания, в которых по факту преимущества зрячих людей перед незрячими не является отчётливо выраженным.
    Автор: Мимоходом

  4. «Белая трость в подарок». Суть идеи заключается в том, что накануне Международного дня 15 октября белые трости (как вариант – детские белые трости) рассылаются в качестве подарка известным «медийным» людям, «которые не сходят с экранов ТВ». Вплоть до президента и премьера. Рассылаются с одной-единственной просьбой – просто появиться с этим подарком в руках 15 октября на телеэкране. Причём, можно даже без каких-либо комментариев по этому поводу – все комментарии предоставить прессе и блогосфере.
    Автор: Владимир Казачков

  5. «Барабанщики». Обратиться к известным музыкантам и провести мастер-класс игры на барабанах для слабовидящих людей. Ведь любой человек сможет отбить несложный ритм. Этот мастер класс можно провести на открытом воздухе и оформить все символикой Фонда.
    Автор: Лелена

  6. «Учитесь читать». Для слепых существуют специальные книги, написанные шрифтом Брайля. Если сделать в людных местах такие плакаты, то зрячим не будет ничего понятно, и они будут останавливаться, а волонтёры будут читать, и показывать как читать руками. Фразы на плакатах должны быть запоминающимися и сообщать информацию, которая заставит задуматься о проблеме, например: «в Москве живёт ... незрячих людей, только у ... есть работа и т.д.»
    Автор: bat_only

  7. «Праздник для всех». Идея заключается в проведении городского праздника, в котором примут участие и рядовые горожане и незрячие люди. Единственное существенное отличие от «обычного» праздника заключается в максимальной аудизации информации. Например, не холодильник с вывеской «Мороженое», а постоянно звучащее объявление: «Здесь продаётся мороженое, цена такая-то». А вместо обычных указателей разместить звуковые указатели. Представленный на празднике аудиоряд должен помочь обычным людям осознать проблемы незрячих.
    Автор: Aleksandr Chupryn

В заключение отметим, что одной из идей, принятых заказчиком, было предложение создать специальную группу в социальной сети ВКонтакте, посвящённую предстоящему мероприятию. И, как сообщили сотрудники Фонда «По зову сердца» Пётр Кучеренко и Ольга Павлыш, «мы создаём группу Дня Белой трости в сети ВКонтакте и приглашаем всех присоединиться к ней».