Тема печати книги вызвала живой интерес, потому самое время пробраться в это книгулисье. Начало положили издательства «все, что изволите за вас счет». Там я печатал два пилотных тиража в 200 и 75 экземпляров, чтобы обкатать материал, проверить реакцию людей и собрать отзывы. Тот же Игорь Лутц, Ярослав Кучеров или Дмитрий Коробков явно не стали бы возится с рукописью, а так выслал книгу – получил отзыв в шапку. Были и те, кто дали по шапке, что тоже старался учитывать в финальной рукописи.
По качеству верстки получался этакий «самиздат», экземпляр стоил 200 и 500 рублей (в первом и втором случае), но свою миссию эти «издаты» выполнили. Кстати, названия были другими – «Планирование коммуникаций: научный подход» и «Планирование коммуникаций: наука убеждать». Как потом отметили в Эксмо, названия автоматически отправляли книгу в секцию практической психологии. Там, где коммуникация подразумевает межличностное общение.
Итак, рукопись готова, отзывы собраны, комментарии учтены. Настало время штурма издательств – начал с «Питера». Я заслал туда книгу, сопутствующую информацию и стал ждать. В ответ, естественно, тишина, а потому – звоню. Соединяют с главным редактором московского представительства. Доброжелательный мужичок парой общих вопросов выяснил, что за зверь и ничтоже сумняшися выкатил счет: 280-300 тыс. за тираж. Мол, вы ищите спонсора, а мы с радостью напечатаем и поставим на полку. Ничто не смогло сбить его с суммы – предложения по «страхованию» от неудачи, живописно расписанные сильные стороны…. Ничто.
Потом было Эксмо – этакие мастодонты книжного рынка. Послал я им пилотную книгу одновременно с Питером, но общение началось позже. Сразу удалось выйти на редактора бизнес-литературы, которая поведала немало интересного. Наверное, Christian Dior J’Adore на Новый Год этому поспособствовал. Тезисно ее мысли:
- Эксмо денег не берет, единственный доход – с продажи тиража
- Питер точно бы наколол с тиражом и выкладкой
- Книги по рекламе продаются так себе, особенно доморощенных авторов. В частности, они печатали Репьева (не совсем по рекламе, но близко) и еще нескольких таких же, как я отечественных консультантов – очень недовольны продажами. Теперь обжегшись на рекламном молоке, дуют на все
- Могут выстрелить либо «трендовые» книги (а ля реклама в блогах), либо раскрученных авторов. Я по понятным причинам не попадал ни туда, ни туда.
- Отзывы (Лутца, Кучерова, Коробкова) на нее не действуют, тот же Репьев приводил много слезоточивых отзывов, но вот подишь ты…
- Книг они не читают и не оценивают содержание – для них важно, насколько концепция попадает в востребованные ниши. Моя пролетала мимо.
Попытались было привязать книгу к P&G (поскольку «рекламное образование» автор получил в этой школе). Даже названия придумал: «Проктерология рекламы» (отвергнуто Эксмо) и «Планирование коммуникаций: От P до G» (понравилось Эксмо). Но тогда пришлось бы сильно кроить содержание под «а это как в Проктере, а это – нет», что было не совсем правильно.
Вопросы оставались, редактор колебалась – ближе к «нет», чем к «да». И я предложил смелый (и недешевый) эксперимент – сделать сайт, разместить рекламу на Составе и собрать предварительные заказы на книгу. Это отдельная история длиной в 2 месяца, ценой в 50 тыс. и неутешительными результатами – вместо планки в 300-400 заказов было взято 30 с хвостиком (включая родных и близких). Ничего мухлевать я не стал – это не в моих правилах, а потому было короткое «прощай» по мейлу.
Далее пошла ковровая бомбардировка всех мало-мальски известных издательств. Откликнулся Михаил Иванов из Манн, Иванов, Фербер. Встретились в Старбаксе, обсудили перспективы. Ему книга понравилась (единственный, кто хотя бы ее пролистал!), но вопросы и сомнения были те же, что и в Эксмо. А потому «хеджирование» рисков встало в сумму 150 тыс. рублей – плата за подготовку, печать и распространение тиража. Предполагался и гонорар, но его сумма явно была на порядок меньше. Понять его, в принципе можно – небольшое частное издательство (оборот 2 млн дол), из 10 книг выстреливают 2-3 (у моей потенциал есть, но и подводных камней масса), деньги длинные – пока вернутся из магазинов пройдет год…. Так что, искренне спасибо, Михаил, но это был не мой путь.
По пути оказалось с птицей-Фениксом. Крупное ростовское издательство, которое печатает все подряд. У редактора, который курировал мою книгу больше 300 проектов за год. Естественно, книгу они не читали – хватило и описания. Единственное условие, которое било по карману – выкупить 300 экз. по оптовой цене (как оказалось – 39 тыс руб), на что я с радостью согласился после всех мытарств. А как еще, если делают быстро (на подготовку и печать – 2 мес.), вполне качественно, не вмешиваются в контент и продают везде. Да еще гонорар платят, хоть и натурой. Один минус – сидят далеко, отсюда пара ошибок с обложкой, о которых уже упоминал.
Такие вот бодания теленка с дубом издательств.