Муки творчества — как избежать вечного.

2010-09-30 12:04:56 2780

Заказчик и исполнитель. Эти две противоположности в своем непрерывном взаимодействии годами, а может и веками, пытаются гармонизировать процесс общения между собой. К сожалению, удается это не всегда. Особенно тяжело в этом плане людям творческих профессий. Конфликты между дизайнером и заказчиком были всегда и наверно еще долго будут. Впрочем, это неудивительно. У каждой стороны есть своя правда, и даже при взаимном стремлении к взаимопониманию далеко не всегда удается достичь его быстро.

Заказчик считает дизайнера непрофессионалом, а дизайнер заказчика неграмотным конформистом и склочником.

Созидательный процесс — занятие крайне трудное. Более того, порой еще и неблагодарное. Нередко в общении дизайнера и клиента дело доходит и до взаимных упреков. Заказчик обвиняет дизайнера в непрофессионализме и просит немедленно переделать работу. Естественно, художник всегда недоволен правками и считает, что они портят его работу, порой даже обвиняет заказчика в отсутствии компетенции и художественного вкуса. В итоге клиент теряет время и нервные клетки, а дизайнеру достаются долгие изнурительные правки, переделки, коррекции, существенно изменяющие вид дизайна. Подобные примеры неделового общения встречаются все реже, однако, они до сих пор имеют место быть в открытой или завуалированной форме.

Кто виноват?
Много было прений на эту тему. Винили всё и вся, включая погоду и осеннюю депрессию. Но виноват в большинстве случаев всё равно дизайнер, потому что…

Каждый проект создаётся не случайно. Не потому, что кому-то вдруг ранним утром было откровение, и он отправился на поиски создателей сайта. Любой заказчик в первую очередь преследует свои цели. И если дизайнер не сумел понять эти цели или добавил туда свои, то в этом только его вина. Проще говоря, проблема возникает тогда, когда появляется искажение первоначальных целей разработки дизайна, преследуемых заказчиком. В некоторых случаях это происходит большого количества промежуточных звеньев (арт-директоров, менеджеров), которые по-своему трактуют исходный материал.

Но в целом это происходит из-за большой любви дизайнеров к своей работе. У каждого хорошего дизайнера есть своё портфолио, которое он показывает потенциальным работодателям и с помощью которого получает новые заказы. И второе, после денег (а, может быть, и первое), в чём он заинтересован — это чтобы работа украшала его портфолио. Дизайнер заботится о зрелищности работы, о том, как сделать «на уровне», «нестандартно», «в свежем стиле» и т. д. В результате от этого дизайн зачастую очень сильно разнится с начальным идеальным видом. И выполняет совсем не те задачи, которые ставились изначально.

Хорошему дизайнеру зачастую гораздо более интересно экспериментировать со стилями, наводить художественный беспорядок в чреве сайта, нежели делать просто банальный, нужный заказчику продукт. В этом винить его нельзя, ровно, как и любого представителя творческой профессии.

Поначалу, кажется, что экспериментирование — это нормальный творческий процесс, и он не имеет серьезных последствий. Но основная проблема в том, что дизайнер некомпетентен в области работы заказчика. Он не может определить, какой нюанс поможет заказчику в достижении своих целей, а какой, наоборот, навредит. Он понятия не имеет, что лёгкое изменение стиля, придание ему оттенка «светлого детства» и тёплых эмоций может, например, сильно подорвать деловую репутацию компании.

К примеру, один мой знакомый веб-дизайнер получил крупный заказ. Заводу алкогольной продукции нужен был серьёзный, адекватный дизайн. Он должен был отражать не столько продукцию, сколько всю серьёзность и солидность завода, так как одной из целей создания сайта было привлечение инвесторов. Естественно, что рисовать сайт завода предельно скучно, и понятно, что дизайнер решил разнообразить визуал, добавить «изюминку». Он поэкспериментировал с продукцией и нашёл интересные фотографии оригинальных бутылок. Далее при помощи этих бутылок он оформил дизайн, и получилось очень интересное цветовое и графическое решение. Однако во время всех этих экспериментов ему не пришло в голову, что эти бутылки – будучи не заводской упаковкой, могут вводить в заблуждение посетителей сайта.

Через некоторое время пришёл ответ от клиента:

«Добрый день, уважаемый ----------. Дизайн неплох. Уберите бутылки, и будем показывать руководству».

Что делать?

Как в этой ситуации быть дизайнеру? Можно, конечно, рисовать всё по общепринятым шаблонам. Но далеко не всегда это наилучшее решение. Или же можно рисковать своей прибылью, прибылью заказчика и фантазировать, делая замысловатые «па» пером на холсте будущего сайта.

Я считаю, что наилучший метод таков: для того, чтобы новый дизайн не «свалился» заказчику, как снег на голову, нужно предварительно утверждать все «дизайнерские изюминки». Например, заранее оповестить владельца банка о намерении добавить в дизайн «очень солнечного настроения». Он, как правило, отлично разбирается в имидже своей организации и может подсказать, что навредит ему, а что украсит. Конечно, промежуточные зарисовки, которые не поймёт никто, кроме дизайнера, показывать всё же не стоит, но на уровне идей сообщать заказчику нужно. Утверждать промежуточные идеи.

В общем, устраивайте заказчику как можно меньше сюрпризов. Мне, например, тоже было бы не очень приятно, если после обморока в зубном кабинете я обнаружил бы пломбу цвета вишнёвого перламутра с надписью «Designed by Vova».