О чем эта книга? Наверно о том, что человек очень самонадеянное существо, которое знает гораздо меньше, чем ему представляется. Автор приводит блестящий пример, характеризующий «самодовольное нежелание признать, что наше знание ограничено». Группу людей просят оценить диапазон, в которое попадет случайное число: например количество любовников Екатерины II, количество фольксвагенов-жуков в Бразилии, средний IQ домохозяек в США и проч. Это может быть что угодно.
Задача - дать диапазон, в который попадет это число с вероятностью 98%. Например, участник эксперимента должен быть на 98% уверен, что у Екатерины II было от 34 до 63 любовников (если он дает именно такую оценку). Диапазон участники выбирают сами. Таким образом, ошибка должна составить не более 2%. Первый эксперимент, который, кстати, проводился среди студентов Гарвардской школы бизнеса, дал следующий результат: неправильный ответ дали 45% испытуемых. Без комментариев.
Но проблема не только в ограниченности знания. Есть несколько важных моментов, обусловленных человеческой природой, не позволяющих без дополнительных усилий правильно и объективно оценивать факты. Вот только некоторые из них:
Ошибка подтверждения – «Вы ищете случаи, которые подтверждают ваши убеждения, вашу конструкцию и находите их».
Проблема обратного проектирования - «Легче предсказать, как кубик льда растает в лужу, чем глядя на лужу, угадать форму кубика льда, из которого она могла образоваться». Эта обратная задача заставляет скептически относиться к истории как дисциплинеJ
Проблема скрытых свидетельств – «Оглядываясь на прошлое, мы видим не все, а только наиболее светлые моменты процесса».
Проблема «пустых костюмов» (проблема экспертов) – «Некоторые специалисты не имеют никакого профессионального преимущества перед остальным населением, …., и вопреки опыту считаются экспертами: …экономисты, эксперты по рискам, политические аналитики, военные аналитики, финансовые эксперты и т.д. Они приправляют свои заключения красивыми фразами, профессиональным жаргоном, сложными расчетами и часто носят дорогие костюмы» . Безусловно, сюда нужно добавить консультантов и маркетологов.
Прочитав эту книгу, есть шанс более взвешенно и объективно оценивать прошлое, настоящее и будущее. Не так уж важно, о чем идет речь - об экономике, маркетинге, истории, демографии, философии или просто о человеческих взаимоотношениях.
Итоговая оценка – 5 с плюсом.